Приветствую всех! Автомобиль с шашечками – неотъемлемый и удобный атрибут нашей жизни. О такси и таксистах написаны замечательные песни, которые мы напеваем себе под нос: «Такси, такси, вези, вези вдоль ночных домов, мимо чьих-то снов…». Сняты чудесные фильмы с известными актёрами. Почти у каждого есть родственники, знакомые, знакомые знакомых, которые работают, подрабатывают или как-то связаны с такси.
Современная сфера такси существенно отличается, от такси советской эпохи (которую застала я), от времен лихих 90-х, не говоря уже о периоде его появления в нашей стране. Так и должно быть, меняется экономика России, уровень жизни людей и машина с известной символикой тоже.
Прежде чем, воспроизводить образ советского таксиста, хочу пробежаться по ступеням появления и развития такси в стране.
“Эх прокачу!”
На ум сразу приходит Козлевич из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Как он пытался заняться извозом и уговаривал людей проехать на авто (Антилопа-Гну в будущем). Его беда, что он жил в провинции. А в России первый автомобиль с таксометром зафиксирован в Санкт-Петербурге аж в далеком 1906г., сам счетчик-таксометр появился еще раньше в 1898г.
И пошло-поехало! В 1907г. столичная газета рассказала о чудаке, который установил на свою машину надпись “Извозчик. Такса по соглашению” и возил клиентов за деньги. В следующем году такси уже работали в Казани, Архангельске, Одессе, Самаре.
В 1909-м в Москве начало работу «Товарищество автомобильного передвижения», в парке которого были французские автомобили “Даррак”, а в 1910г. зарегистрирована коммерческая организация “Санкт-Петербургский Таксомотор”, где пассажиров развозили на «Ford».
В этом же году таксомоторы появились в Нижнем Новгороде, Иркутске, в следующем – в Куске, Херсоне, Могилеве, Киеве, еще через год – в Харькове и Саратове.
В провинции такси успеха не имели, да и в крупных городах их число колебалось от 5 до 30, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга
К началу 1913г. в столице и Санкт-Петербурге насчитывалось более 600 таксомоторов. Кстати, слово «таксомотор» возникло от слова «таксометр», затем для удобства его свели к «таксо» и следом до «такси», но таксомоторные парки есть и в наши дни.
Вдобавок один интересный нюанс: таксометры на первых машинах устанавливались, в местах, не доступных для взгляда пассажира, где-то в ногах у водителя, чуть-ли не между колес под авто. Стоимость поездки озвучивал таксист и пассажиру ничего не оставалось, как поверить ему на слово.
До революции в такси использовались иномарки FIAT, Berliet, NAG, Ford, Darracq, Benz и другие. Первая мировая война, а следом и революция свели сферу такси в России на нет: годные машины с водителями мобилизовали на фронт, а большевики впоследствии национализировали оставшиеся.
От Renault до ГАЗ-24
И только в 1924 г. принято решение о создании государственной службы такси в столице и приобретены новенькие Renault и Fiat для этой цели. В следующем году эти авто с желтой полосой на кузове колесили по столице. Кстати, Renault названные в обиходе «браунингами» отслужили в таксопарках вплоть до 1935г, а Fiat не прижились.
Уже тогда эта профессия считалась очень престижной, в первых выпусках журнала «За рулем» вышел очерк о работе таксиста. Одно описание его формы чего стоило: замшевые перчатки, кожаная куртка, фуражка с золотистым значком.
В 1930 г. в сферу такси пришли Форды, с установленными таксометрами с освещенными циферблатами и красным флажком с надписью «Свободен» – «Занят». Затем пришли лицензионные Форды и «ГАЗ-А», последние в начале 1938г. отправляют на периферию, а в столичные таксопарки поступают советские лимузины ЗиС-101 желтого, синего и голубого цветов. Эти авто появились и в столицах союзных республик.
Да, а в 1934 году в столице начала работать диспетчерская служба и такси уже стали заказывать по телефону, разумеется платно.
К 1940г. в Мокве действовало 5 таксопарков и 3,5тыс. автомобилей с шашечками перевозили пассажиров.
После Великой Отечественной войны в таксопарках оставались в основном ЗиС-101, которые из-за плохой проходимости не были задействованы на фронте. Позже на замену им пришли “Победы” и ЗиС-110.
Ну и красавица «Волга», которая надолго (более 3 десятков лет) и прочно заняла место в парках такси. Наряду с ней периодически пытались организовать работу «Москвича» в этой области, но не получилось. Его не любили ни пассажиры за тесноту, ни водители за ненадежность, ни руководство парков за дорогое техобслуживание и содержание. Да, еще знаменитый зеленый огонек на лобовом стекле у свободного такси. «Зеленоглазое такси притормози, притормози…»
А «Волги» заставляли замирать сердца у большинства мужского населения страны. «ГАЗ М-21» с оленем на капоте, «ГАЗ-21» – звезда экрана «Три тополя на плющихе», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «ГАЗ-24» – техническое совершенство. Все были уверены, что лучше машины для наших дорог не существует.
Вплоть до 1979г. «двадцать четверки» были практически все салатового цвета, в преддверии Олимпиады в Москве такси становятся ярко-лимонными с шашечками с оранжевым плафоном на крыше в соответствии с международными стандартами.
На «ГАЗ-24» преимущественно на черных и белых разъезжали «руководители средней руки».
Предисловие получилось приличным, приступаю к основному вопросу: «Что же это за явление советский таксист»?
Высказываю личное мнение – советский таксист для меня крутой. В то время в обиходе этого слово не звучало. Но по мне в самый раз – хорошо зарабатывает (официально и нет), имеет связи со многими легальными и не очень прослойками общества, знает где что можно достать и сбыть. Вспомните советские времена тогда звучало слово «блат», так советский таксист имел блат во многих сферах. Есть блат, имеешь почти все, плюс контакты с другими «блатными», которые достанут тебе недостающее.
С короной на голове
В союзе таксисты являлись специфичным слоем общества именно из-за профессии. Судите сами – контроль над ним был чисто символический, начальник автоколонны не мог точно знать сколько человек он подвез в смену, сколько заработал, да и не пытался. Самое главное – план выполнил, деньги сдал. Руководство понимало, что заработок таксиста зависит от него самого. Во время смены он искал клиентов, договаривался о цене, выстраивал маршруты – был в свободном полете, что являлось одним из преимуществом работы. Вот вам и бизнесмен.
Конечно, их пытались контролировать: гос органы ездили за такси, прикидывались клиентами, «голосовали» на улице. Но на все уловки ОБХСС и пр, у водителей было свое «противоядие», включая налаженные связи с теми же органами надзора и ГАИ. Если бы не было этого контроля, некоторые таксисты вполне могли стать коронованными ворами в законе.
В некоторых машинах были установлены рации «Лен» и заказы водитель получал от диспетчера. Понятно, что число заказов с рацией было больше, но ее тоже надо было «заслужить».
Еще одним мотивом работы в такси для водителей была возможность покататься на новенькой Волге. Машины не берегли (не своя же), нормой работы Волги в такси было 2 года, за которые машина превращалась в «развалюшку» – это специфично для крупных городов, где таксопарки постоянно получали новые машины. Не зря существует фраз «ездит как таксист».
“Шеф свободен?”
И вот он тип «совкового» таксиста – кожаная куртка, перчатки, фуражка, позже джинсы и другие заграничные шмотки. Его улыбку освещали золотые фиксы -верх обеспеченной жизни. Уверенный человек, который знает, почти все в своем городе. Кто поумнее покупал себе кооперативные квартиры, другие проматывали деньги в кабаках. Из моих школьных воспоминаний: у одноклассницы папа работал таксистом и у них единственных из класса была кооперативная квартира.
Советское такси – это какой-то парадокс. При относительной дешевизне, рядовой обыватель пользовался им редко. Оно было не всегда удобным, да и было в дефиците. Большие очереди на вокзалах, поздним вечером и ночью вообще было невозможно уехать на такси.
Зато «мотором» регулярно пользовались «теневеки»: фарцовщики, сутенеры, проститутки, спекулянты и пр. За такие поездки таксисты зарабатывали хорошие деньги, своим постоянным и надежным клиентам давали номер телефона.
Было время, когда в союзе алкоголь продавали с 11 утра, а в остальное время его можно было купить у таксистов с большой наценкой и не всегда качественный, но покупали. Также у них можно было достать любой дефицитный товар.
“Кручу, верчу, развести хочу!”
Входу были и всевозможные приемы как облапошить пассажира:
- двойной счетчик, когда после предыдущего клиента счетчик не выключался и пассажиру приходилось платить и за себя, и за «того парня»;
- подсадка, когда водитель подсаживал еще попутчиков и брал плату за поездку с каждого;
- два счетчика, когда у пассажира просто не было выбора или он опаздывал, или поймал «мотор» ночью, или перевозил негабаритный груз. А иногда размах души – плачу два счетчика, только гони!
- как они любили возить кругами приезжих, которые не знали дорог и реальной стоимости поездок, сюда же можно отнести иностранцев;
- ну и наконец обычное «Не поеду!», «Я в парк!», чтобы пассажиру, у которого нет альтернативы, попасть в необходимое место приходилось соглашаться на повышенный тариф.
Не каждый мог стать таксистом!
Впрочем, при всех плюсах этой профессии, не каждый автомобилист мог там работать. Для этого необходима коммерческая жилка, определённый склад характера. Если у человека получалось крутиться между начальником, механиком автоколонны, диспетчером, ГАИ, ОБХСС и прочими «компаньонами», выполнять план и зарабатывать левые деньги, то он оставался в такси и был доволен.
Кто же мог попасть на работу в такси? Претендующий кандидат должен быть без судимости, старше 21 года, учитывался водительский стаж, служба в армии и ключевое – знакомства и кругленькая сумма на взятку. Новички-таксисты получали самые изношенные машины, которые постоянно ломались, клиентов они ловили на улице, от бордюра, по ходу они осваивали дороги, маршруты, изучали пассажиров. Выполнение плана с них сильно не требовали, Познав «прелести» таксистской жизни и выдержав все трудности водитель получал новую машину, а если еще и рацию, то работа входила в другое русло.
Картинка без вранья
Официальная зарплата у них была 250-300 рублей и «левак» примерно в два раза больше. Но скольким они должны были отстегнуть, чтобы нормально работать: начальник автоколонны, механик, диспетчер, мойщик, кладовщик на складе запчастей – это только в таксопарках, а были еще ГАИ, линейный контроль. Не подмажешь-не поедешь – это про них.
Самыми прибыльными местами считались аэропорты, вокзалы, дорогие гостиницы и рестораны. Чтобы работать на них водителям приходилось отстегивать начиная от постовых ГАИ, кончая дежурными по вокзалу и аэропорту и пр.
При таких деньгах они нередко становились объектом грабежа, поэтому важно было уметь дать отпор грабителю. И если у кого возникали проблемы, то таксисты работавшие на рациях, всегда приезжали на подмогу, такая взаимопомощь вызывает уважение.
Какие они были психологи! Говорят, что опытные таксисты буквально видели пассажиров насквозь и понимали на что рассчитывать при оплате за поездку и что может выкинуть тот или иной пассажир в пути. Могли просто не взять клиента, понимая, что получить хорошие деньги не удастся или подтолкнуть на двойной тариф.
Что-то мрачновато у меня получилось, не находите? Словно все таксисты в эпоху СССР были сплошь аферистами, обманщиками и цель только одна облапошить пассажира и заработать больше!
Конечно не так! Они возили людей, старались помочь, если клиент опаздывает, ничто человеческое им не было чуждо, просто жизнь заставляла крутиться на грани закона, а выбор каждый делает сам. И как оказалось, времена Советского Союза были самыми стабильными, чего очень не хватает нам сейчас. Но это уже тема для другой истории.
PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверно расставил знаки препинания? Глупость в буквах автора по теме? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!
Полезные ссылки для пассажиров и водителей Яндекс Такси:
- «Я таксер, я мастер, я летаю…» Поговорим на языке советских таксистов.
- Работа в такси в эпоху перемен
- Жаргон водителей Яндекс Такси
- Из прошлого в настоящее, о жизни таксистов
- Размышления «пожилого человека» о жизни, в том числе и о такси
- А как оно было в такси двадцать лет назад?
- Полный словарь жаргона, сленга водителей Такси
ВАЖНО: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Справочника Таксиста и даже с вашим мнением, уважаемый читатель, и это нормально потому, что мы стремимся собрать максимум взглядов водителей практиков, а читатель уже сам решит кого поддержать а кого игнорировать.
ВАЖНО: В прочитанной вами статье автор не продаёт и не навязывает Вам платные или условно-бесплатные услуги. Не продаёт курсы для таксистов. Не подключает к паркам. Не рекламирует товары для работы в такси или вообще товары или услуги. Только личный опыт автора и его личное мнение.
от редактора: Хотите присоединиться и писать в справочнике таксиста, но пока не знаете о чём писать но решительно готовы попробовать свои силы? Загляните в список из 101 самых популярных тем, возможно вам есть о чём рассказать на самом деле! Выбрали? Пишите в ватсапп, помогу стартовать в роли начинающего автора в Справочнике Таксиста +79214405025 А если Вы уже не молоды и работаете в такси долгие, долгие годы и можете рассказать о такси в вашем городе, для нас вы самый ценный человек! Посмотрите например ваша история может быть вот такой, как здесь например в Санкт-Петербурге
Буду рад видеть вас в команде!
Я — Галина, работаю водителем такси в Казани почти 2 года. Причины, которые привели меня в такси не оригинальны. Начну сначала. Окончила филфак местного универа, проработала несколько лет в школе (русский язык и литература) и поняла, что — это не мое. За это время вышла замуж, появились дети, ну и все как у всех — ипотека, кредиты на мебель, расходы на детей и прочие бытовые “мелочи”, денег не хватало. Муж работал в п/я и подрабатывал в Яндекс Такси. Авантюризм в крови у меня был похоже с рождения и в один прекрасный момент он сработал. Если муж таксует, почему я не могу…