«Я таксер, я мастер, я летаю…» Поговорим на языке советских таксистов.

В этой статье я расскажу о такситах советских времен. Об этом феномене со своими правилами, хитростями и жаргоном. Вспомним «аэродромщиков» и «вокзальщиков», «тротуарщиков» и «ковровщиков» и других «официальных лиц»…

Дата публикации:

Автор:

Раздел сайта:

 Поговорим об истории и о жаргоне советских таксистов?

Эпоха СССР канула в лету, но мы (кто застал то время) периодически возвращаемся в ту пору и вспоминаем. Сравниваем как было тогда и что сейчас.

Сегодня мне хочется вспомнить таксистов советского времени. «Аэродромщиков» и «вокзальщиков», «тротуарщиков» и «ковровщиков» и других «официальных лиц»…

Таксисты были особняком в обществе. Это было отдельный клан (почти итальянская мафия), и группировка, и товарищество, и объединение… Для них подходило все.

Такси в Советского Союза своего рода феномен. Цены на это вид транспорта были невысокие, но пользовались им не все. Поездки на “моторе” считались шиком, в основном для людей свободных нравов и с нетрудовыми доходами. При всем при этом огромные очереди на стоянках такси.

Работать таксистом было очень престижно. Профессия как бы мы сказали сейчас: высоко котировалась на рынке труда. И не зря! Она была очень хорошо оплачиваемая и пробиться на работу в такси было совсем непросто. При официальной зарплате 250-300 р., “левый” заработок мог составить вдвое больше.

До выхода на линию осталось несколько минут
До выхода на линию осталось несколько минут

Но сколько было возможностей для этого заработка, Остап Бендер отдыхает.

Ловля “на старика” – водитель просто не выключал счетчик после предыдущего пассажира. Тогда клиент расплачивался за две поездки. Большой риск – клиент мог разоблачить эту аферу и тогда жди неприятности.

Частенько таксисты сажали не одного пассажира, а несколько, чтобы получить деньги с каждого.

Накручивали цены под всевозможными предлогами, типа “еду в парк», «не по пути» ну и другие хитрости, которые тоже давали хороший доход и меньше риска.

Еду в парк, если только по двойному тарифу...
Еду в парк, если только по двойному тарифу…

Доставалось приезжим и иностранцам, которые не знали реальную стоимость поездки в такси. Их поездки были по самому длинному маршруту, да еще за два-три счетчика. Эта знаменитая площадь трех вокзалов в столице, когда с одного на другой вокзал везли за очень хорошие деньги.

Площадь трех вокзалов в Москве
Площадь трех вокзалов в Москве

И самая отличительная черта таксистов в СССР – это народ, который знал все: все дороги и маршруты бе всяких технических прибамбасов, где что достать, купить, свести с нужными людьми и многое другое, о чем советский обыватель и не догадывался.

И тут мы с вами плавно переходим к жаргону таксистов, потому что неофициальный заработок часто определял “звание” таксиста.

«Шеф», «таксер», «мастер», «водила» – фамильярное обращение к водителю такси.

Самые доходные заработки были у «аэродромщиков» и «вокзальщиков», которые работали в аэропортах, вокзалах. Они состояли в сговоре с дежурными по вокзалам и аэропортам, с постовыми милиционерами, с контролерами на стоянках. За сговор надо было «подмазывать». Зато у них всегда были клиенты, да еще какие. Загруженные багажом, с нехваткой времени, не прочь платить больше (в принципе выбора-то нет).

Также были:

«дальнобойщики» – специализировались на извозе в ближайшие города. Пассажиры этого такси платили по тарифу каждый. Навар был хороший. Иногда возили на более дальние расстояния и брали плату за оба конца;

«щипачи» – выбирали со стоянок самых выгодных клиентов и сажали к себе в машину в нарушение всех таксистских норм и правил;

«центровые» – зарабатывали у лучших гостиниц извозом иностранцев, оплату брали валютой или всевозможным дефицитом;

«крутильщики» – скручивали показания спидометра и таксометра с целью снизить заработок, который надо сдать в парк. Подмазывал соответствующих работников парка;

«почтари» – развозили почту и прессу по другим городам не оформляя поездки, оплачивали им в оба конца специальными талонами, которые сдавались в таксопарк наравне с деньгами;

«шляповозы» – большинство таксистов, которые работали «на поднятую руку» пассажира;

«амамщики» – занимались извозом проституток, очень прибыльный бизнес. Таксисты обычно стояли рядом со «своей» проституткой в определенных местах. Услуги оказывались на заднем сиденье такси, после чего проститутка «отстегивала» водителю его долю;

«кочерыжники» – занимались перевозом овощей и фруктов на городские рынки, участвовали в загрузке-выгрузке товара, получали дополнительные деньги.

«бомбилы» – нелегальные таксисты.

Следующая партия по дефициту в советских магазинах:

«мебельщики», «холодильщики» – действовали у соответствующих магазинов мебельных или электротоваров, перевозили негабаритные грузы за отдельную плату. Знакомились с работниками магазинов, через них доставали дефицитные товары, затем перепродавали их.

«ковровщики» – также работали у магазинов. благодаря связям в магазинах получали дефицит (в частности ковры – отсюда и название) и организовывали «выездную торговлю». Естественно, доходом делились с сотрудниками и магазинов, и таксопарков. Такие таксисты даже не представляли себе присутствие пассажира в своем салоне.

«спиртовозы» – промышляли спекуляцией спиртным. В советскую пору были времена, когда водку в гастрономах продавали только днем. Ночью обыватели, жаждущие «продолжения банкета» бежали к стоянке такси и покупали желанные бутыли с хорошей наценкой. Качество тоже никто не гарантировал, запросто могли купить суррогат. Но доход был большой!

А какие прозвища давали таксисты своим клиентам:

«Сапог» – военный среднего звена, который всегда расплачивался точно по счетчику и ни копейки больше;

– «Додик» – молодой человек, который ничего из себя не представлял,  но делал вид успешного человека. Расплачивался за поездку последней мелочью.

– «Лох» – простофиля-провинциал, который панически боялся обмана, но обвести его вокруг пальца не составляло большого труда;

– «Пиджак» – обычный человек, который практически не пользуется такси;

– «Сладкий» – пассажир, который не скупясь оплачивает поездку сверх тарифа;

– «Халдей», «торгаш» – клиенты, работавшие в торговле, в общепите – пассажиры с деньгами. Постоянно пользовались такси, платили щедро, но деньгами не разбрасывались.

– «Швейк» — солдат срочной службы или демобилизованный.

– «Шляпа» – интеллигент, обычно в шляпе, оставлял таксисту копеечные чаевые, но представлял это очень широким жестом;

– «Кукарь» – пассажир, ловивший машину на дороге рукой.

И напоследок скажу об их единстве. Если кому-то нужна была помощь или на кого-то «наезжали», таксисты прекращали работу и спешили на выручку. Пока ситуация не разруливалась, никто работу не начинал. Такому братству можно только позавидовать.

И еще такой парадокс – советский таксист был свой парень, близкий по духу человек, который мог одновременно обмануть, обобрать и пр. с выгодой для себя.

telegram канал
telegram канал

Полезные ссылки для пассажиров и водителей Яндекс Такси:

 

Этот музыкальный ролик никак не связан с работой в Яндекс Такси а опубликован исключительно с целью поднять вам настроение, конечно если вы разделяете со мной музыкальные вкусы.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезды, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 5

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Новая фишка Яндекс Такси в помощь самозанятым таксистам

Сервис нам в помощь! Добрый день. Сегодня я расскажу о новой функции Яндекс Такси.  В приложении Яндекс Про появилась очередная фича, созданная для удобства самозанятым...

Автозапчасти для автомобилей из Китая и не только!

Друзья, совсем недавно я познакомился с отличным специалистом своего дела в поставках деталей как для китайских автомобилей, так и европейских. Хочу познакомить вас с...

Курьерам Яндекс Доставки – на старт!

Советы и рекомендации курьерам из первых рук Добрый день други мои! Сегодня хочу поговорить о своей работе. Я курьер в Яндекс Доставке. Тружусь в нашей...

ЦБ отозвал лицензию у Qiwi Банка что делать таксистам?

Сегодня в пресс-службе Центрального банка России сообщили, что ЦБ РФ отозвал лицензию у Киви банка. "Банк России приказом от 21.02.2024 № ОД-266 отозвал лицензию...

Я заказываю такси и что получаю

Я пытаюсь разобраться что же происходит с такси Друзья куда катимся, куда нас везет такси?  Цены взлетели в небо и проблемы с такси вместе с...

Таксисты спешат на помощь! 

  “Давайте говорить друг другу комплименты…”   Не устану повторять, мы все имеем то, что заслуживаем! Хотите видеть позитивных пассажиров в своей машине? Прочитайте те самые 8...

Пара воскресных советов от Серёги с Альдебарана

Воскресение, день когда можно отдохнуть от дороги и привести в порядок не только тачку, себя но и мысли в голове. Та вот, пришла идея поделиться...

Гайто Газданов. Ночные дороги. Оглавление

Об авторе: Гайто Газданов эмигрировал в Париж из Советской России в 1923 году. Как и многим нашим соотечественникам пошедших этим путём, ему было нелегко...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Олег
Работаю в такси с 2008 года. Перепробовал разные тарифы: от эконома до бизнеса. Решил поделиться опытом с новичками и не только.

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТАКСИСТОВ И ПАССАЖИРОВ

ВЫБРАТЬ РАЗДЕЛ