Вы наверняка обратили внимание на публикации в справочнике таксиста двух книг, о жизни таксистов: Гайто Газданов Ночные дороги и Жёлтые короли Владимира Лобас.
И скорее всего вы уважаемый читатель недоумеваете, зачем они здесь, в 2024 году, в России? Ведь описанные в книгах события из далёкого (а настолько ли далёкого?) прошлого плюс из стран, ничего общего не имеющих с современной Россией (а так ли верно это утверждение?).
Вот об этом то я и хочу написать сегодня утром в понедельник середины февраля 2024г. Стоп! Какой февраль? Да да, эта та самая история, когда начинаешь текст и дописываешь его спустя время, проходит время, доходят руки и редактируешь а видят его читатели ещё позже, в октябре 2024г. Итак, сегодняшняя тема:
Что общего описанных историй из книг с тем, что происходит сейчас, в современной России?
Хороший вопрос, подумает кто-то из читателей и тут же скажет, а общее автомобиль и руль и главная прокладка в машине без которой ничто не происходит. И будет и прав и не прав одновременно, ведь на самом деле все и так и не так одновременно.
Начну пожалуй с того, что так до сих пор, что объединяет эти книги с тем, что происходит в машинах такси по сей день. Готовы?
- Да, и в Москве и в Нью-Йорке машины одного и того же цвета, это так! Вот только нет в России своего автомобиля, нет Чекера, в котором было бы комфортно и безопасно в пути. Поэтому только цвет.
- Да, до сих пор, в машинах такси в Америке и в России и в Европе работают мигранты, это их тяжким трудом местные жители получают услугу, которую ценят по стоимости орешек (сноска №1), хотя разве в наших городах за рулём такси сидят не мигранты? Верно…
- Что в Париже, описанном Гайто Газдановым, что в Нью-Йорке Владимира Лобаса, что в современной России в разных городах пассажиры нападают на водителей, грабят и убивают. Это было, есть сейчас и боюсь не изменится в будущем.
- Что в прошлом, описанном в книгах Владимира и Гайто, что в настоящем водитель живёт сегодняшним днём и если день вышел отличным, он рад и счастлив и верит что завтра будет ещё один отличный день. Но мы то с вами знаем о существовании закона, в котором любое позитивное уравновешивается обратным (сноска №2). Поэтому всегда в итоге у таксиста будет один и тот же результат.
- Конечно как в прошлом, см. книгу Владимира Лобаса, так и в настоящем были предприимчивые таксисты стремящиеся вырваться из роли главной прокладки в машине такси и подняться на уровень выше, читайте и увидите это в книгах а после прочтения сравните с тем, что знаете о современных таксистах, которые добились успеха и вырвались из кресла такси…
- Оба автора отлично описывают атмосферу в тех местах, где собирались таксисты и что-то обсуждали между собой в ожидании пассажиров. Читали? Нет ещё? Прочитайте и удивитесь как похоже описанное на то, что происходит между таксистами сейчас. Ровно такое же соревнование кто больше заработал и как следствие молодец. А разве не так? Да именно так! Каждый стремится рассказать как он однажды заработал (здесь нужно вставить некую маловероятную сумму) и мог бы и ещё, но решил что мол хватит и поехал домой. Как прошлые, так и нынешние таксисты не особо блещут единством ибо если бы это было не так, уж давно бы появились реальные объединения таксистов. Но их нет.
- Если вы внимательно прочитали Жёлтые Короли, наверняка обратили внимание на самую последнюю главу. По большому счёту, любому таксисту, который околесил по Москве или Питеру несколько лет, вник в суть происходящего и понял что вырос из роли прокладки и готов двинуться дальше – стоит просто прочесть эту самую последнюю главу, ладно, уговорили, вот ссылка на неё: Владимир Лобас Жёлтые короли. Часть четвертая. Глава двадцатая и последняя. Бизнес для дураков Прочитайте и поймёте что всё описанное в книге до сих пор актуально. Да да!
- Как бы жестоко это не звучало, но в обеих книгах ярко раскрыта суть бизнеса. Доходы как были у организаторов, у тех, кто сдаёт в аренду машины, создаёт условия для работы и пр. так и есть до сих пор. Не даром у одного из монополистов рынка прибыль от услуги ежегодно лишь растёт, растёт и растёт. А что происходит с доходами таксистов? Они растут? Недавно этот вопрос глубоко анализировал Алексей и если вы уважаемый читатель ещё не знакомы с его исследованием, рекомендую ознакомиться: Растут ли заработки таксиста из года в год? Спойлер: нет не растут. Вот и у Владимира Лобаса в его книге таксисты не самые богатые в пищевой цепочке. Они на самом дне. Так было в прошлом. Но так есть и сейчас.
- Как в прошлом так и сейчас таксистов не воспринимают за людей. В понимании пассажиров это рвачи которым всё время мало, мало, мало денег. Если почитать комментарии прошлого и сравнить с тем, что пишут сейчас, одни и те же жалобы на хамство водителей, цены и дискомфорт в поездках. Ничто не меняется!
- Уверен, в каждом городе есть районы, куда не стоит ехать с пассажиром и уж тем более, пытаться брать заказы. Это описывает в Жёлтых Королях Владимир заехавший по глупости в Бруклин, тоже самое и я могу рассказать о паре неудачных поездок в район Питера, в котором вырос Д. Медведев после которых я игнорирую Купчино днём, а уж по ночи тем паче.
А теперь о том, чем прошлое такси отличается от настоящего
Попробую сейчас написать и если я что-то упущу, дайте знать плз. дополню непременно.
- Таксисты прошлого носились по городу в поисках пассажира, помните как это описывает Владимир Лобас? “Теперь мне стало ясно, куда спешат все эти пустые такси, они стараются обогнать друг друга. Это самая настоящая гонка. Кэбби, который выигрывает гонку, получает приз – работу. Но я не мог участвовать в этом состязании. Никаких шансов на победу у меня не было. Я попробовал переждать, пропустить конкурентов, куда там: жёлтые машины летели непрерывным потоком.” А сейчас? А сейчас машины не летят по городу в поисках пассажира, у каждого есть свой заказ, который прислал агрегатор или очень большой таксопарк города. Сейчас отпала необходимость гнать. Можно ровно и без суеты двигаться за пассажиром и соблюдая ПДД везти его в аэропорт 😉
- В прошлом, когда таксисты в русских городах работали на рациях, а в книгах, на которые я сегодня ссылаюсь тоже, были истории, когда таксисты мчались на помощь друг к другу. Почитайте, помимо книг в сети полно историй в которых ветераны такси вспоминают как это было. Но как вы понимаете, это было. Но этого нет сейчас. Таксист взявший заказ от агрегатора один на один с дорогой и со всем тем, что происходит. Никто не приедет на помощь. Никто. Именно поэтому я настойчиво советую всем, кто насмотрелся роликов видеоблогеров таксистов так ловко и резко решающих вопросы с пассажирами силой помнить, что в большинстве случаев это постановка а не реальность. В реальной жизни всё совсем не так. Загляните в раздел о безопасности Справочника Таксиста и поймёте по нескольким реальным историям что так поступать, как учат видеоблогеры – не стоит хотя бы потому, что дома вас ждут. И даже если это не семья а кот… Вас ждут живым и при деньгах. Поэтому это второе что различает прошлое и настоящее в такси.
- Деньги. Давайте будем честны друг с другом. Единственная причина по которой каждый из нас пришёл в такси это деньги а не некая благая миссия помогать людям в снег, в дождь, в ночи и пр. везти пассажиров туда, куда им нужно. Вот только таксист прошлого зарабатывал достойно, его достаток был выше среднего. Сейчас стараниями агрегаторов, вместе с обрушением отношения общества к людям за рулём такси, рухнули и доходы. Таксист сейчас сводит концы с концами.
- И сказав А про деньги, давайте продолжим и о маршрутах. Как там говорили в прошлом: наши люди на такси в булошную не ездят. Это было в прошлом. А что сейчас? А сейчас в Питер норм. это заказ к Ленте, Перекрёстку или Ок и пр. варианты где на выходе вас ожидает пара с пакетами покупок. Поездка на 120 рублей а по времени что-то на подачу машины, что-то на погрузку. Плюс время в пути. Плюс время на разгрузку у парадной и… И вот, вроде бы простенький заказ на 1,5 км. занимает у вас 15-20 минут времени. Это суровая действительность.
- Кстати, не уверен, все ли читатели помнят прошлое, но в нём, в годы СССР таксисты были трудоустроены, был Профсоюз, была социалка, оплачиваемый отпуск, медицина, пенсионные выплаты и пр. Чего в принципе нет сейчас от слова совсем. Нынешний таксист или подключён до сих пор к заказам агрегатора через прокладку в просторечии называемую подключашкой, либо самозанятый как автор этих строк или индивидуальный предприниматель. Последнего чаще всего можно встретить в премиальных тарифах в Питере и в Москве. Вот так.
- Пока не опубликовал текст, дополню ещё одной позицией – зарегулированность отрасли такси. Если в прошлом, описанном в книгах упомянутых выше всё, что требовалось это покупка жетона, как официальное разрешение работать в такси плюс права таксиста, которые заметьте Владимир, автор книги Жёлтые короли буквально купил а в машину сел без какого либо опыта то в наше время для работы в такси требуется:
- стаж в водительских правах не менее трёх лет;
- гражданство РФ или Казахстан, Киргизия, Белоруссия и если не ошибаюсь до сих пор Армения. Хотя если посмотреть на тех, кто сидит в машинах такси в той же Москве или Питере, вы удивитесь но это узбеки и таджики но! Они уже с русскими паспортами. И что же мы выиграли в качестве? Верно – ничего;
- ограничения на непогашенные судимости за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение человека, преступления связанные с секс. насилием, нарушениями конституционного строя и безопасности (короче политика)
- автомобиль, для Москвы жёлтый с нанесённой на кузов цветографической схемой такси, если сказать короче и по русски – шашки на кузове;
- страховка ОСАГО для такси;
- страховка ОСГОП;
- если машина кредитная или из лизинга, то КАСКО тоже с отметкой такси;
- естественно диагностическая карта (надо как-то сфотографировать свою и выложить её здесь, в Справочнике);
- это ещё не всё, не расслабляйтесь 😉 Дальше нужно разрешение на такси оформленное на ваш автомобиль, на котором вы собираетесь работать;
- путевой лист на авто с отметкой медика о состоянии здоровья таксиста и механика о состоянии здоровья авто;
- водитель внесён в гос. реестр в качестве перевозчика;
- автомобиль соответственно тоже в гос. реестре в качестве авто такси;
- ну нет конечно же, это не конец списка LOL Водитель должен быть либо в штате таксопарка или индивидуальный предприниматель или самозанятый.
Возможно я что-то упустил, может быть и такое. Если увидели, черкните в комментарии, дополню. А так, в целом, как вам этот список? Какие мысли вас посетили после его прочтения? Верно! Реально выполняющих эти требования вовсе не большинство 😉 И добиться того, что бы хотя бы половина таксистов исполнила эти условия практически не реально. (сноска №3)
И какой вывод можно и нужно сделать из этого?
Во первых давайте сразу договоримся вот о чём: прошлого не вернуть. То, что было, пусть оно там и остаётся, в прошлом. А вот как дальше пойдут события, именно это интересно. Потому, что вариантов развития событий как всегда несколько. Кто забыл, напоминаю про “два путя” :)))
По моему скромному мнению, то, что сделал Каланик в 2012 году основав UBER отлично работало в России до момента вступления в силу Закона о такси. До появления этого Закона, можно было в один день стартануть и стать таксистом если у тебя есть свой автомобиль. Но даже если его не было, можно было дойти как и я в 2019г. до ближайшего парка, сесть в машину и начать работать и приносить в дом деньги.
А теперь это практически невозможно. Легально выйти на линию – нельзя за исключением варианта работы через парк. Но люди то остались и им по прежнему нужны деньги. А в свете политики, которую сейчас продвигает ЦБ РФ убивая любое производство среднего и малого бизнеса в стране И?
Верно! Серый рынок услуг такси только растёт 🙂 Депутаты в своём стремлении формализовать буквально всё привели отрасль снова в то состояние, в котором она была на стыке времён СССР и перестройки. Да да, новый переломный момент. И как следствие в телеге например рождаются как грибы всевозможные боты, которые готовы принять ваш заказ и прислать вам водителя 🙂 Но уже без всё этой формальной шелухи придуманной ГД.
Одновременно с этим лишь растут точки около метро и на районе где люди приходят, садятся в машину и мчатся например от метро до дома. Да, в тесноте, за 80 рублей с лица но не в обиде. Но без страховки ОСГОП и каких либо гарантий. Не дай Бог что-то случится в пути и… И даже страшно представить последствия.
В Вконтакте кстати рождаются группы по городам, в которых нелегальные таксисты находят заказы, договариваются с пассажирами о цене и едут. Совершенно так же, как в своё время в Якутске рождался нынешний Индрайвер.
Обещанный вывод: серый рынок будет лишь расти. И да, однажды одно из его решений, например какой-то настойчивый бот в телеге или группа в Вк получит большинство заказов и рынок услуг снова перевернётся в очередной раз. Возможно этот бот и его разработчики принесут новую культуру в которой интересы пассажиров и интересы водителей будут на равных, не так, как это работает сейчас где во всем доминирует его Величество Потребитель, всё может быть. И да, это всего лишь моё предположение, вполне так может случиться что этой осенью ГД отменит часть драконовских мер введённых в новом Законе о такси и… Вы верите в чудеса? Я нет, не верю. Если и изменят нечто. То это будет самая малость, которая практически никак не изменит текущее состояние дел.
ВАЖНО: Нет, я не являюсь автором ни одного бота такси в тг или каких либо групп поиска попутчиков в Вконтакте.
Зачем я всё это пишу?
Совсем недавно я задавался этим вопросом и просматривал что писал об этом раньше. А вот сегодня могу сказать так: признаюсь, с помощью этих строк я выплёскиваю всё то, о чём думаю в поездках с пассажирами. Будет ли это интересно кому-то? Не знаю. Не уверен. Но после того, как напишу очередной текст и опубликую его в справочнике мне лично гораздо легче. Психологическая разгрузка? Она самая 🙂
Вы думаете у других людей как-то и иначе? Да как бы не так! Просто у видео блогера с аудиторией в несколько сотен тысяч подписчиков это уже не только психологическая разгрузка, но и бизнес. Продажа рекламы. Коллаборация с таксопарками или может даже с агрегаторами или поставщиками услуг для таксистов или продавцами автомобилей… Возможно так!
Но в моём случае, Справочник Таксиста некоммерческий проект, в который я старательно приглашаю всех, кому есть что рассказать о работе в такси. Поделиться мнениями. Опубликовать какую-то полезную информацию. Все, кто читает записи наверняка обратили внимание на разные имена авторов. Пока нас всего чуть больше десятка. Но и Москва не сразу строилась. Поэтому…
Да, я обращаюсь сейчас к вам уважаемый читатель. Если вам есть о чём рассказать, вы можете прислать текст или видео запись. Обработаем и ваше творение увидят тысячи читателей Справочника Таксиста.
Не знаете о чём писать но решительно готовы попробовать свои силы? Загляните в список из 101 самых популярных тем, возможно вам есть о чём рассказать на самом деле! Выбрали? Пишите в ватсапп, помогу стартовать в роли начинающего автора в Справочнике Таксиста +79214405025
Буду рад видеть вас в команде!
сноска №1
“If you pay peanuts, you get monkeys” означает, что предложение низкой зарплаты или неадекватной оплаты (копейки) за труд привлечет только некомпетентных и неквалифицированных сотрудников (обезьян), и в результате сотрудники будут предоставлять лишь плохие услуги.
Надеюсь вы, уважаемый читатель понимаете о чём я? Верно? Хорошо хорошо, речь о текущем уровне доходов таксистов, которые остаются у нас в руках после удержания расходов.
сноска №2
Закон равновесия. Как бы человек ни пытался изменить свою жизнь, достаток, окружение, перспективы на будущее, образ мышления и привычки будут удерживать его в привычной жизни.
Но если вдруг неимоверными усилиями человеку удается что-то изменить, то уже новая, измененная жизнь будет подчиняться Закону равновесия. Изменения обычно протекают медленно и болезненно из-за инерции в мыслях и в поведении, своего внутреннего сопротивления и реакции окружающих людей.
Поэтому ни одно действие, которое вы сделали сегодня не способно полностью изменить вашу жизнь к лучшему, только методичные повседневные действия и смена образа мышления с пораженческой, токсичной на позитивную, успешную.
Но. Всегда есть но. Вам нужно знать: прошлое никуда не исчезнет, оно будет рядом с вами за тонкой плёнкой и как только вы ослабите свою хватку, оно вернёт вас туда, где вы были прежде. Физика, она работает!
сноска №3
Почему же не реально? Вполне возможно! Есть небольшой комплекс мер, о которых я писал прежде, выполнение которых позволит добиться реального, рыночного баланса цен и увидеть ту самую культуру услуги такси, о которой мечтают в городах миллионниках.
- Добиваемся уровня доходов потребителей услуг до той, о которой говорят люди в опросах, проведённых ВШЭ но не как у 0.3% населения а у большинства. Не улыбайтесь пожалуйста, я не сторонник Шарикова в теме отнять и поделить. Есть др. варианты, гораздо более эффективные.
- Как только люди смогут физически платить за услугу её реальную стоимость, меняем принцип ценообразования и привязываем его к доходу среднего класса, при условии работы таксиста не больше 8 часов в день на дороге и пяти дней в неделю.
- Так вы уважаемые пассажиры получите довольного жизнью соотечественника с уровнем жизни, который он будет старательно беречь не допуская хамства с клиентами и нарушений на дороге ибо ему есть что терять.
- В тоже время, стоит снять тот пресс условий, который взвалил хор депутатов на плечи таксистов. Конечно же если вы не хотите снова получить серый рынок услуг 😉
- Сохранить самозанятость таксистов увеличив доход за год до более значимой суммы сопоставимой с доходом в год не менее 210т.р.х12
- Что оставить? Систему регистрации созданную Яндексом, по моему убеждению это лучшее что есть сейчас.
- Силами объединения десятка самых крупных таксопарков создать проект нового автомобиля такси, русского Чекера, спроектировать его и построить производство.
Достаточно? Могу продолжить дальше. В любом случае все остаются в итоге довольны, агрегатор при деньгах и рынке, пассажиры в исправных и безопасных автомобилях с качественной услугой, таксисты с определённостью в завтрашнем дне и доходах, позволяющих содержать семьи. А разве не об этом все мечтают?
Автор статей в прошлом Дзен канале Igormylnikovchannel о работе водителем Яндекс такси.
Сейчас пишу в Справочнике таксиста о работе водителем Яндекс Такси как практик а не теоретик.
На линии с 2019 года в Санкт-Петербурге. Тариф Эконом. На личном Логане, со всеми оформленными разрешениями на такси и всем необходимым для легальной работы с заказами Яндекс Такси. Подробности в разделе: как работать легально.
И да, такси не было моим призванием, как и у большинства коллег, таксистов, так случилось, однажды потерял работу и да, тот самый вариант, когда “возрастные” сотрудники уже не интересны, хотя у меня отличное резюме интернет маркетолога на HH 😉 практика но не теоретика.
Поэтому сел в такси. Изучил досконально что хорошо, что плохо. Что стоит делать для получения чаевых. Разобрался какие заказы можно отменять а какие не стоит. Как поднять рейтинг и не терять его. Как катать персоналки и отлично зарабатывать.
Всем, кто готов возразить, отвечу: да, работа в такси не легка. Есть риски, опасности и конечно же работать с людьми не всегда просто. Это труд и не лёгкий труд. И давайте уже признаем, не каждый из нас способен работать с людьми и для людей. Именно этим опытом я и делюсь с вами на страницах Справочника Таксиста вместе с коллегами таксистами, авторами статей работающими в разных городах России.