UBER блеск и нищета агрегатора перевернувшего транспортную отрасль Мира

История компании UBER, та, что американская а не её русское УБЕР подразделение которое нынче, в 2023 году не имеет ничего общего с материнской компанией так, как полностью принадлежит компании Яндекс.

Дата публикации:

Автор:

Раздел сайта:

Быстрый рост и постоянные конфликты, связанные с именем компании Uber Technologies Inc. (UBER), делают ее компанией, заслуживающей отдельного внимания среди тех, что были созданы в последнюю декаду. Мобильное приложение, позволяющее вызывать такси по всему миру, было создано в 2009 году и произвело революцию в транспортной отрасли, кардинально изменив ее по сравнению с тем, к чему мы привыкли, и в определенный момент компания стала самым дорогим стартапом в мире. [1]

uber startup
uber startup

9 мая 2019 года, спустя десять лет после создания, UBER провел IPO и стал публичной компанией. Несмотря на то, что путь к успеху был непростым, UBER остается одним из главных игроков на рынке перевозок. В последнем квартальном финансовом отчете (второй квартал 2021 финансового года) UBER отчитался о прибыли в 1.1 млр. $, выручка составила 3.9 млр.$, а количество выполненных поездок – 1.5 млр. [2]

Главные выводы

  • Крупнейшая в мире компания, занимающаяся пассажирскими перевозками, была основана в 2009 году и быстро стала самым дорогим стартапом в мире
  • Революционная технология, взрывной рост и постоянные конфликты вокруг UBER привлекают к ней больше внимания, чем к какой-либо еще компании, созданной в последние годы
  • Выход на IPO UBER (первичное размещение акций) был одним из наиболее ожидаемых событий, а сама компания была оценена в 120 млрд. долларов инвесторами с Уолл-Стрит. Компания вышла на биржу 9 мая 2019 года, но результат оказался плачевным: UBER вошел в историю как компания, показавшая самые большие долларовые убытки в первый день IPO в истории США.
  • С этого момента UBER работал над тем, чтобы стать прибыльным, и совершил ряд громких поглощений других компаний, в том числе JUMP, Postmates и Drizly, а также компания подписала соглашение о партнерстве с Lime. В 2020 году UBER продал свое подразделение беспилотных транспортных средств. [3]
  • В 2017 году корпоративная культура UBER подверглась критике за крайнюю степень враждебности, сексизма и агрессивности, результатом чего стало внутрикорпоративное расследование. Генеральный директор Трэвис Каланик был вынужден подать в отставку, как и еще более 20 сотрудников компании.

История UBER: Париж и стремительный взлет

История компании началась в Париже в 2008 году. Два друга, Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп, были там на ежегодной конференции о технологиях LeWeb, о которой журнал The Economist писал, что “там собираются революционеры для того, чтобы замышлять будущее.” [1] В 2007 году Каланик и Кэмп за большие деньги продали свои доли в стартапах, где выступали со-основателями. Первый продал свою долю в Red Swoosh компании Akamai Technologies за $19 млн., а второй продал свою долю в проекте StumbleUpon компании eBay (EBAY) за $75 млн.

Идея создания Uber появилась на свет одним зимним вечером во время конференции, когда два друга не смогли найти такси. Uber был основан на единственной идеи: “А что если было бы возможно вызвать такси с помощью своего мобильного телефона?” Изначально данная концепция предназначалась для таймшера в сервисе лимузинов, которые можно было вызвать через приложение в телефоне. После окончания конференции предприниматели пошли разными путями. Тем не менее, когда Кэмп вернулся в Сан-Франциско, идея не покинула его голову, и он решил купить доменное имя UberCab.com [1]

UBER блеск и нищета агрегатора перевернувшего транспортную отрасль Мира

UberCab: Начало

В 2009 году Кэмп по-прежнему был генеральным директором StumbleUpon, но уже начал работать над сторонним проектом по созданию прообраза UberCab. Летом того же года Кэмп убедил Каланика присоединиться к проекту UberCab в качестве “наставника.”  Услугу тестировали в Нью-Йорке в начале 2010 года, для этого использовались всего три машины, а официальный запуск проекта состоялся в Сан-Франциско в мае.

Райан Грэйвз, который был генеральным менеджером в компании и играл важную роль на раннем этапе существования Uber, стал ее генеральным директором в начале 2010 года. В декабре того же 2010 года Каланик занял его место, тогда как сам Грэйвз снова занял пост генерального менеджера и так же стал старшим вице-президентом по Глобальным операциям.

Легкость и простота вызова машины стали драйверами стремительной популярности приложения. Нажатием кнопки можно было заказать поездку, GPS определял местоположение клиента, а стоимость поездки списывалась с банковской карты, привязанной к личному кабинету клиента. Основанный в Сан-Франциско стартап рос стремительно и вызывал все больший интерес. Первая поездка с помощью Uber состоялась в 2010 году, а меньше, чем через два года, в 2011, Uber уже начал глобальную экспансию, воплотив концепцию в Париже. [1]

Оценка стоимости UBER: Этапы финансирования

Первые пять лет: с 2009 по 2013 год

Начав свою деятельность в 2009 году и выполнив первую поездку в 2010, компания привлекла первые большие инвестиции – $1.25 миллиона от венчурного фонда First Round Capital. 2011 год был крайне важным для дальнейшего роста Uber. В начале года компания подняла $11 млн. финансирования Серии А, главным образом от венчурного фонда Benchmark, и начала экспансию на рынки Нью-Йорка, Сиэтла, Бостона, Чикаго, Вашингтона, а также в Париж. [5]

В декабре 2011 года на технологической конференции LeWeb Каланик объявил, что Uber привлек $37 млн. финансирования Серии В от Menlo Ventures, владельца Amazon Джеффа Безоса и инвестбанка Goldman Sachs. [6] В 2012 году компания вывела на рынок услугу по заказу более дешевых такси эконом-класса в качестве альтернативы машинам представительского класса

UBER уже без Cab
2009 год – UBER уже без Cab

Дополнительные инвестиции и неудачи: 2014 год – н.в

В июле 2015 года Uber стал самым дорогим стартапом в мире, его стоимости составляла 51$ млрд.  после инвестиционных раундов. В июне 2016 года компания привлекла еще $3.5 млрд.  от суверенного фонда в Саудовской Аравии.

Стремительный рост Uber стал причиной многих противоречий. В апреле 2017 года компания впервые раскрыла свои финансовые показатели для агентства Bloomberg и отчиталась о глобальных убытках в размере $3.8 млрд. по итогам 2016 года. Эта цифра включала в себя убытки от бизнеса в Китае, который был продан летом 2016 года – без учета потерь бизнеса в Китае чистый скорректированный убыток составлял $2.8 млрд. [7]

К следующему году оценочная стоимость компании упала с впечатляющих $68 млрд.  до $48 млрд. В 2018 году японский конгломерат SoftBank Group вместе с группой инвесторов, среди которых была Dragoneer Investment Group, подали успешную заявку на покупку 20% акций Uber по новой, уже более низкой цене, размер дисконта составлял 30% от предыдущей стоимости акций. Как сообщалось, в результате сделки SoftBank получил долю в 15% в компании, а Uber получил серьезного союзника в Азии, что должно было помочь изменить в лучшую сторону ситуацию, сложившую после нескольких публичных оплошностей. Как сообщалось, остальные акции оказались у других инвесторов.

Этот период так же отмечен другими вызовами для компании, включая аварию со смертельным исходом беспилотного транспортного средства из автопарка Uber. Кроме этого, 8 августа 2018 года городской совет Нью-Йорка приостановил выдачу новых лицензий для компаний, предоставляющих услуги такси, таким как Uber и Lyft. [8]

Первое размещение акций Uber: Печальный итог

Первичное размещение акций (IPO) Uber вошло в историю IPO из-за самого большого убытка в первый день размещения в США. В какой-то момент аналитики Уолл-стрит оценивали компанию в сумму в $120 млрд., что делало Uber самой дорогой компанией среди тех, которые впервые выходили на IPO. После размещения акций компанию оценили только в $69 млрд. – лишь чуть больше половины от той стоимости, которую прогнозировали аналитики, и поэтому инвесторы, которые возлагали большие надежды на IPO Uber, была сильно разочарованы.

$85.314 млрд. Составляет рыночная капитализация Uber по данным на сентябрь 2021 года [9]

Противоречия в корпоративной культуре Uber: Уход Каланика, приход Хосроушахи

2017 год было сложным для Uber. Проблемы начались в феврале, когда бывшая сотрудница компании, занимавшая должность инженера, написала в блоге пост на 3000 слов, в котором подвергла критике Uber за сексистскую корпоративную культуру. Она утверждала, что корпоративная культура в компании была очень недружелюбной и оскорбительной по отношению к большинству сотрудников. [10]

Пост быстро стал вирусным, и в последующие месяцы ряд высокопоставленных сотрудников компании были уволены или ушли в отставку из-за выдвинутых в посте обвинений. После публикации в блоге Совет директоров решил провести внутреннее расследование, которое известно как “расследование Холдера” (его возглавлял бывший Генеральный прокурор США Эрик Холдер, который был нанят для проведения расследования). По его результатам были даны 47 рекомендаций для улучшений корпоративной культуры и рабочей среды в компании, а также, по данным Uber, были уволены более 20 сотрудников. [11]

В последующие месяце скандалы, казалось, преследовали по пятам и саму компанию, и ее генерального директора. В прессу попали данные, доказывающие, что культура сексизма шла с самого верха – в том числе от самого Каланика. Была опубликована видеозапись, на которой Каланик спорил с водителем, пользующимся приложением Uber, о снижении тарифов, что не способствовало улучшению его имиджа в глазах общественности.

21 июня 2017 года Каланик подал в отставку после протеста акционеров. Было объявлено, что новым генеральным директором Uber станет Дара Хосровшахи, который на тот момент занимал аналогичную должность в Expedia (EXPE). Хосроушахи переехал в Нью-Йорк со своими родителями в 1978 году, бежав от Иранской революции. Он начал свою карьеру в области финансов в инвестиционном банке и в итоге занял должность финансового директора IAC/InterActiveCorp (IAC), на которой проработал семь лет до ухода на должность генерального директора Expedia. [12]

По состоянию на 3 сентября 2021 года Дара Хосровшахи по-прежнему является генеральным директором Uber. [13]

Хроника проблем Uber, связанных с политикой и законодательством.

Во время своей экспансии Uber столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны индустрии такси и государственных регуляторов. Частью стратегии по борьбе с оппозицией стало решение нанять Дэвида Плоуффе, известного политического и бизнес-стратега, который руководил избирательной кампанией Барака Обамы в 2008 году. Здесь мы дадим хронику некоторых наиболее заметных моментов, связанных с проблемами, с которыми столкнулась компания.

Негативная реакция на скачок цен

Uber использует автоматический алгоритм повышения цен, основываясь на данных по спросу и предложению на рынке. В канун нового 2011 года цены взлетели в семь раз по сравнению с обычной стоимостью поездки, что вызвало негативную реакцию у пользователей приложения. Скачок цен снова вызвал ярость во время снежной бури в Нью-Йорке в декабре 2013 года. Совсем недавно Uber дал обязательство ограничить рост цен во время снежных ненастий в Нью-Йорке.

В 2014 года таксисты в Лондоне, Берлине, Париже и Мадриде организовали широкомасштабный протест против Uber. Таксомоторные компании утверждали, что Uber создает недобросовестную конкуренцию, так как не платит за дорогие лицензии и его деятельность не подчиняется местному законодательству. В ноябре 2016 года дело слушалось в одном из ведущих судов Европы. В сентябре 2017 года Uber лишился разрешения вести деятельность в Лондоне, где у компании было 40000 зарегистрированных водителей. 26 июня 2018 года лондонский суд отменил этот запрет, выдав компании лицензию на продолжение деятельности в течение 15 месяцев с условиями. [14] В сентябре 2020 года Uber получил новую лицензию на осуществление своей деятельности в Лондоне. Данное разрешение выдано на 18 месяцев, и по его условия компания обязана предоставлять периодические отчеты о безопасности. [15] [16]

Забастовки водителей UBER в Мире
Забастовки водителей UBER в Мире

Справедливая оплата и льготы для водителей

Стало известно, что в Нью-Йорке Uber ошибочно взымал с водителей комиссию, основываясь на доходе до налогообложения, вместо того, чтобы взымать плату c доходов после выплаты налогов – речь идет о десятках миллионов долларов для таксистов города. Uber заявил, что это была бухгалтерская ошибка и что компания вернет всем водителям ошибочно заплаченные ими деньги как можно скорее.

Эта проблема поднимает вопрос о справедливости того, кто должен в итоге платить налог. Группа правозащитников, представляющая интересы водителей, некоторое время назад утверждала, что Uber переложил выплату налога на водителей, а газета New York Times нашла свидетельства в пользу этого заявления. По оценкам газеты, речь может идти о сумме в несколько сотен миллионов долларов. [17]

3 июня 2017 года суд Нью-Йорка постановил, что водители, работающие с Uber, должны считаться работниками компании, а не независимыми контрагентами, по крайней мере в определенных ситуациях. Это решение дает возможность водителям получать полагающиеся им льготы, и это может иметь значительные последствия для бизнеса компании. [18] Позже городской совет Нью-Йорка ввел ограничения на количество лицензий, что стало ударом для Uber и означало, что в течение 12 месяцев компания не сможет получить новые лицензии для работы в городе. [19]

Тем временем штат Калифорния принял Предложение №22 во время выборов в ноябре 2020 года, которое разрешало таким компаниям, как Uber, считать своих сотрудников независимыми контрагентами на рынке краткосрочных контрактов, а не штатными работниками.[21] [22] Пролоббированное Uber голосование за данное предложение теперь является самым дорогим в истории штата Калифорния – на кампанию по данному голосованию было потрачено больше $200 млн. [22]

К сведению

20 августа 2021 года судья Верховного суда округа Аламеда (штат Калифорния) Фрэнк Реш постановил, что два раздела Предложения 22 являются неконституционными, а все решение в целом является неисполнимым. Однако оно остается в силе, пока сторонники Предложения 22 обжалуют решение Верховного суда. [23]

Урегулирование судебных исков, связанных с дискриминацией, домогательствами и враждебной рабочей средой.

В 2018 году Uber выплатил около $7 млн. более чем 480 нынешним и бывшим работникам, чтобы урегулировать иск 2017 года, связанный с половой дискриминацией, домогательствами и враждебной рабочей средой. В исковом заявление утверждалось, что Uber использует дискриминационную систему рейтингов, которая принижает сотрудниц женского пола и работников c не белым цветом кожи.

Дело о дискриминации слепого клиента.

В апреле 2021 года суд вынес решение, что Uber должен выплатить $1.1 млн Лизе Ирвинг, слепому клиенту. Судья постановил, что водители Uber осуществляли дискриминацию по отношению к Ирвинг, отказываясь оказывать ей услуги такси или словесно оскорбляя ее множество раз. Uber утверждал, что не несет ответственности за действия водителей, потому что они являются независимыми контрагентами. [24]

Конкуренция Uber и Lyft

Между Uber и его главным соперником, Lyft, шла жесточайшая конкуренция. В 2014 году и Uber, и Lyft утверждали, что водители и сотрудники компаний занимались саботажем, регулярно вызывая, а затем отменяя вызовы такси компании-конкурента. Каланик в статье в Vanity Fair открыто признавался, что пытался помешать Lyft получить инвестиции. [25]

Uber Eats
Uber Eats – да да, именно эта идея была реализована в Яндекс Еда

Поглощения Uber и его бизнес-единицы

Uber Eats, UberPool и кредитная карта.

У Uber есть коммерческая программа доставки еды, которая называется Uber Eats. Раньше компания предлагала сервис UberPool, который позволял водителям брать несколько пассажиров во время одной запланированной поездки, что делало ее дешевле по сравнению с поездками в UberX и Uber Black. Однако из-за пандемии Covid-19 данная услуга была приостановлена во многих регионах, в том числе в США и Канаде. [26] Uber тестирует новую услугу совместных поездок в Африке под названием Pool Chance. Компания утверждает, что данный сервис похож на UberPool, но есть и отличия. [27] В 2017 году компания совместно с банком Barclays представила в США ко-брендинговую кредитную карту, позволяющую получать бонусы.[28]

Lime

9 июля 2018 года Uber объявил, что принято решение о совместных с Alphabet Inc’s GV (GOOG) инвестициях в компанию по аренде элетросамокатов Lime. [29] Легковесные скутеры Lime клиент может взять в аренду в нескольких крупных городах, а потом оставить на тротуаре для следующего пользователя. Таким образом, бизнес-модель компании базируется на применении источников чистой энергии, что делает ее привлекательной для инвестора.

Сделка является частью инвестиционного раунда в $335 млн., а сама компания оценена в $1.1 млрд. Uber продвигает сервис Lime через собственное приложение и так же предлагает отдельное приложение Lime, которое пользователь может использовать для поиска скутера. [30] Uber оказывал такие же услуги для сервиса совместного использования велосипедов JUMP перед тем, как приобрести стартап в апреле 2018. Как утверждалось, сумма сделка составила около $200 млн. [29]

Postmates

Другое громкое поглощение произошло в июле 2020 года, когда Uber объявил о приобретении приложения по доставке еды Postmates за $2.65 млрд. Акционеры Postmates получили акции в новой компании. [31] Бизнес по доставке еды продолжал рост, поэтому данная сделка (как и создание Uber Eats) имела стратегическую цель – компенсировать потери от бизнеса, связанного с пассажирскими перевозками, который был в кризисе, особенно во время пандемии. После поглощения Postmates акции Uber достигли своего максимума за все время. [9]

Беспилотные транспортные средства Uber

Как и Google, Apple Inc. (AAPL) и Tesla (TSLA), Uber является одним из лидеров на рынке будущих беспилотных транспортных средств. Однако на пути к успеху немало препятствий, начиная с иска в 2018 году от Waymo, подразделения компании Alphabet Inc., занимающегося беспилотными транспортными средствами. Waymo обвиняло Uber в краже собственной технологии беспилотного управления транспортным средством. [32]

Возможно, самая большая неприятность случилась в марте 2018 года, когда беспилотное транспортное средство сбило насмерть пешехода, что в итоге вынудило компанию временно приостановить все тесты. В мае 2018 года Uber объявил о том, что приостанавливает тестирование в штате Аризоне и будет искать новое место для тестов. В июле 2018 года беспилотные транспортные средства снова оказались в Питтсбурге, но бизнес все еще растет медленно.

В декабре 2020 года было объявлено, что Uber продал свой бизнес по созданию беспилотных транспортных средств стартапу из Сан-Франциско Aurora, который был основан бывшим инженером Waymo. [3] На момент продажи бизнеса Uber инвестировал в него более $1 млрд.

Заключение

В свое время войдя в историю как самый дорогой стартап и кардинально изменив индустрию транспорта и такси по сравнению с тем, что было до него, Uber одна из тех компаний в мире, за которыми внимательно следят. Несмотря на то, что пандемия Covid-19 нарушила планы Uber стать прибыльными, приведя к большим убыткам в транспортном бизнесе компании, стратегические инвестиции в сервис по доставке еды Uber Eats, как и принятое в Калифорнии Предложение 22, дают повод считать, что будущее у компании будет хорошим. Возможно, уже скоро будет понятно, сможет ли  Хосроушахи увеличить стоимость компании до изначально прогнозируемого значения в $120 млрд.

Вы прочитали перевод статьи опубликованной на сайте investopedia.com в 2022 году. Материал размещен в справочнике для тех, кто отслеживает новости и тренды в уберизации не только такси, но и пр. отраслей экономики.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезды, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Владимир Лобас Желтые короли. Часть третья. Глава девятая. Клад посреди Парк-Авеню.10:00 -17:00

Часть третья. Глава восьмая. Утро с китайцем. 7:00 - 10:00 Часть третья. Глава  девятая.  Клад посреди Парк-Авеню. 10:00 - 17:00    1. Наконец-то докопались мы до правды.  А то...

Мифы таксистов про Закон о такси

Да, сегодня вечером пятницы хочу вам рассказать о тех мифах, которые передают из уст в уста коллеги таксисты о новом законе о такси, интересно?...

Не поступают заказы от пассажиров Яндекс Такси, что делать?

Не поступают заказы от пассажиров такси -  невероятно старая проблема, её сейчас подкинул водитель из города Прохладный в Кабардино-Балкарской Республике. Что делать водителю? Посмотрел, и вижу...

Быть или не быть самозанятым в такси?

А вы уважаемый коллега задумывались о самозанятости? Один из самых часто задаваемых вопросов: поддаться порыву и попробовать что-то новое, или остаться в старом, привычном, родном...

«Я таксер, я мастер, я летаю…» Поговорим на языке советских таксистов.

 Поговорим об истории и о жаргоне советских таксистов? Эпоха СССР канула в лету, но мы (кто застал то время) периодически возвращаемся в ту пору и...

Лайфхак: как убрать снег с лобового стекла?

Смотрите и потом не говорите что не видели, это ж реально просто! Человек постарался и видос записал по теме, готовы? Погнали! Осторожно! Не повторять без тренировки!  

Владимир Лобас Желтые короли. Часть третья. Глава восьмая. Утро с китайцем. 7:00 – 10:00

Часть вторая. Глава седьмая. Другая жизнь Часть третья Глава восьмая. Утро с китайцем. 7:00 - 10:00  1. Для водителя такси, у которого в банке лежит тысяча долларов, снять...

Не работа в такси, а увлечение

Не работа в такси, а увлечение Добрый день всем! Вообще-то я бизнесмен. Чем я только не занимался и торговля на бирже, и онлайн-маркетинг, и маленькая кофейня. ...

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Uber не перевернул транспортную отрасль мира, а просто внедрил в нее новейшие технологические достижения, это как сказать, что человек, придумавший колесо, перевернул транспортную отрасль мира, нет это просто технический прогресс, не придумал бы этот придумал бы другой, а перевернул транспортную отрасль мира навигатор и теперь каждый пастух(ничего не имею против этой профессии) может стать таксистом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Игорь
Автор статей в прошлом канале Igormylnikovchannel. Пишу о работе водителя Яндекс Такси как практик а не теоретик. На линии с 2019 года в Санкт-Петербурге. Тарифы Комфорт и Эконом.

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТАКСИСТОВ И ПАССАЖИРОВ

ВЫБРАТЬ РАЗДЕЛ