Ну что, 2023 год заканчивается, везде подводятся итоги за год. Так и в сфере такси проанализировано положение дел в текущем году и вынесены выводы.
Анализ сферы такси показал, что ситуация совсем непростая
Логическая цепочка всех звеньев работы такси сложилась и неутешительные результаты выведены, все ожидаемо, а ГД в недоумении.
Стоимость поездки на такси не перестает расти, а таксистов и средств на обновление таксопарков становится все меньше к чему такая тенденция приведет не ясно.
Аналитический центр при Правительстве РФ совместно с Общественным Советом по развитию такси и провел исследование рынка такси в России в 2023 году. Анализ проведен к уровню 2021 года.
Я – работаю водителем такси, меня это касается, поэтому и хотелось узнать к чему мы пришли за 2 года. Исследование понятно и доступно, я хочу довести до вас результаты этого анализа со своими соображениями.
Экспертами центра определены главные проблемы отрасли, ключевые факторы и концепции развития, сделаны выводы по итогам 2023 года.
Сделаны следующие выводы:
- По состоянию на сентябрь 2023 года дефицит водителей такси составил 72 тыс. человек.
- Расходы водителей и таксопарков растут, что влияет на повышение цен на поездки.
- Отрасль такси в 2023 году испытывает дефицит доступных автомобилей, особенно в сегменте «эконом».
- Треть регионов оказались не готовы к вступлению в силу нового Закона о такси с 1 сентября 2023 года.
Теперь по пунктам:
1. Дефицит водителей такси составил 72 тыс. человек
Одна из главных проблем отрасли.
В 2022 г. снижению числа таксистов способствовала мобилизация и переход водителей в другие отрасли. В 2023 г. водителей пугала неуверенность в завтрашнем дне в связи с вступлением в силу №580-ФЗ закона о такси плюс отток мигрантов из этой сферы.
Штат таксистов увеличивается лишь в Москве, Санкт-Петербурге и их областях. Это говорит о росте заработков местных жителей, они более платежеспособны, и повышение стоимости поездки не уменьшают спрос на такси. Эксперты центра подчеркивают, что спрос на такси восстановился к показателям 2021 г.
Вне крупных городов сокращение числа водителей составляет 36-44%.
На периферии состояние дел с нехваткой таксистов совсем плачевное, а такси это рабочие места и возможность заработать деньги для людей потерявших работу. Из-за роста расходов рынок такси теряет свою значимость для водителей и парков. Затраты на такси в субъектах растут не так быстро, как в столицах – доля эксплуатационных расходов составляет 27%, но и платежеспособность населения намного меньше.
Мое мнение – большую роль в создании дефицита водителей сыграли новые требования к таксистам, предъявляемые №580-ФЗ – законом о такси. Повторяюсь, но это так – самозанятый таксист должен иметь Разрешение на такси, специализированный ОСАГО для такси (раз в 10 дороже обычного), техосмотры и мед осмотры, внешний вид авто должен соответствовать требованиям региона – к водителю такси предъявляются требования как к парку. Это же нереально. Поэтому часть таксистов ушла в нелегальную сферу.
Исследования показали, что 53% опрошенных таксистов не имеющих ОСАГО, воздерживаются от оформления полиса из-за его высокой стоимости. И они будут работать без него, пока возможно, а потом уйдут в нелегалы.
В Москве стоимость полиса ОСАГО такси для юр.лицо доходит до 120–130 т. р. в год.
2. Расходы водителей и таксопарков растут, что влияет на повышение цен на поездки
Какими же факторами определяется ценообразование на услуги такси?
Эксперты четко определили: рост издержек водителей и таксопарков – вот ключевая причина резкого роста стоимости поездок.
Основанием для взлета вверх расходов в отрасли являются:
- Резкое подорожание новых авто, стоимость техобслуживания и ремонт взлетели вверх. Эксперты озвучили, что затраты на амортизацию нового автомобиля в расчете на километр пробега выросли на 63%.
- Затраты на ТО – на 21% на километр пробега.
Плюс увеличение расходов на топливо, стоимости лизинга автомобилей. Чтобы платежи за лизинг оставались регулярными, часть компаний перешла на расширенный срок лизинга (4 года вместо 3 лет).
В среднем расходы водителей выросли в 1,5 раза с 2021 года, а доходы от общей выручки остались прежними – 47% без учета налогов, после уплаты налогов – 14%.
Доля расходов на эксплуатацию автомобиля такси составляет до 40% стоимости поездки.
Разве самозанятый сможет оплатить такие затраты и остаться на плаву, ему же еще семейный бюджет пополнять, думать о покупке новой машины для работы.
Для стимуляции водителей и окупаемости расходов увеличили стоимость поездки на 23-29% по сравнению с 2021 г.
Выросла стоимость поездки, как следствие упал спрос на такси.
3. Дефицит автомобилей такси
В анализе акцентировано, что каждый год сфере такси необходимо 40-50 тыс. новых автомобилей. Дефицит машин в отрасли в 2023 г. достиг 21,4% к уровню 2021 г., эксперты говорят, что больше всего он в тарифе «Эконом».
Что тут скажешь. Машины, входившие в этот класс, такие как Renault Logan, VW Polo, Kia Rio, Hyundai Solaris и Skoda Rapid, ушли с нашего рынка из-за санкций. Альтернатива есть, но она не может покрыть дефицит в полном объеме. Теперь в «Эконом» поставляются наши «Лады», которые тоже резко подскочили в цене. Анализ показывает, что Lada Granta подорожала на 56%, а Lada Vesta – на 82%.
К тому же в отечественном автопроме идут преобразования, дефицит комплектующих, сбои в сборке и продажах. Когда все наладится – очередной вопрос.
Также рынок такси заполонили китайские машины, в недалеком будущем возникнут проблемы с ремонтом авто и заменами деталей (они уже начались).
На авторынке практически нет моделей доступной ценовой категории. Как следствие, перевозчики переключились на автомобили повышенных классов. Из-за того, что стоимость авто эконом-класса почти сравнялась с авто комфорта, то перевозчики их не покупают – не выгодно.
Анализ показывает, что стоимость нового автомобиля класса «Комфорт» с учетом лизинга составил 43%, а «Эконом» за 2 года выросла на 28%.
4. Треть регионов оказались не готовы к вступлению в силу нового Закона о такси с 1 сентября 2023 года
Закон о такси №580-ФЗ вступил в силу 1 сентября 2023г., с чем же пришел рынок такси к этой дате. Эксперты акцентируют, что действующие региональные реестры легковых такси, перевозчиков и служб заказа разработали 68% регионов. Из них 65% регионов не разместили данные в эти реестры, значит использование их невозможно.
Полный комплект нормативно-правовых документов утвердили только 34% субъектов.
Некоторые регионы ввели еще свои условия для таксистов и парков, что только усложнило работу водителей и привело к оттоку машин на линии и как следствие к росту цен.
Количество действующих разрешений на такси снизилось на 13,6%.
Что тут сказать, написать написали, а механизм введения не разработали: не создали единые формы всех реестров, нет централизованной системы по проверке и допуску на линию водителей и машин, не разработана система, которая увязывала информацию со всех реестров с Госуслугами, базой данных полиции и с полными сведениями о водителях и авто. И самое главное нет развития отечественного автопрома, чтобы заполнить парк такси новыми машинами для всех тарифов.
Помните эти слова Конфуция: «Не приведи господь жить в эпоху перемен». Нам «повезло». Ясно, что ближайшее время будет сложным в отрасли такси. И понятно, что со временем все отрегулируется и придет в норму (если не выстрелит очередное ноу-хау). А пока надо принять реалии и стариться удержаться на плаву, развитие экономики циклично, может следом будет виток в лучшую сторону. Так что будем посмотреть, удачи вам на дорогах!
PS Нашли ошибку в тексте? Неверно расставлены знаки препинания? Глупость в буквах автора? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!
Ссылки по теме статьи:
- Нужна страховка ОСАГО для такси? Помогу оформить онлайн!
- Можно ли работать в такси в Санкт-Петербурге без лицензии в 2023 году?
- Федеральный закон о такси от 29.12.2022 г. № 580-ФЗ
- Нововведения для таксистов с 1 сентября 2023 года
- Закон о такси 01 сентября 2023г. (продолжение) Агрегаторы против МинТранса
- Осмотр и досмотр автомобиля. Правила поведения.
- Закон о такси вступил в силу 01 Сентября 2023 года. Власть берёт такси в свои руки.
Это видео никак не связано с работой водителем такси и с темой статьи а опубликовано исключительно с целью поднять вам настроение уважаемый читатель, конечно если вы разделяете со мной музыкальные вкусы.
ВАЖНО: В этой статье я не продаю Вам услуги. Не подключаю к паркам. Не рекламирую товары для работы в такси. Только личный опыт. Использовать или нет, решать только вам!
от редактора: Хотите присоединиться и писать в справочнике таксиста, но пока не знаете о чём писать но решительно готовы попробовать свои силы? Загляните в список из 101 самых популярных тем, возможно вам есть о чём рассказать на самом деле! Выбрали? Пишите в ватсапп, помогу стартовать в роли блогера в Справочнике Таксиста +79214405025
Я — Галина, работаю водителем такси в Казани почти 2 года. Причины, которые привели меня в такси не оригинальны. Начну сначала. Окончила филфак местного универа, проработала несколько лет в школе (русский язык и литература) и поняла, что — это не мое. За это время вышла замуж, появились дети, ну и все как у всех — ипотека, кредиты на мебель, расходы на детей и прочие бытовые “мелочи”, денег не хватало. Муж работал в п/я и подрабатывал в Яндекс Такси. Авантюризм в крови у меня был похоже с рождения и в один прекрасный момент он сработал. Если муж таксует, почему я не могу…