Какую модель развития рынка такси выберет Россия?

Такси в крупнейших городах Мира: особенности работы и роль в транспортных системах, из которого вы узнаете на каких позициях находится рынок такси в Москве

Дата публикации:

Автор:

Раздел сайта:

Такси в Москве, в России, в мире

Мировой рынок такси развивается бешеными темпами, привлекая все больше участников. Причем в каждой стране и регионе он имеет специфические особенности.

Так в Европе действуют строгие правила, которые гарантируют безопасность и комфорт клиентам, в США сильная конкуренция и первоклассное качество, в Азии низкие цены и огромное число разнообразных предложений.

Несмотря на различия в типах и структуре мирового рынка, компании, предоставляющие услуги такси, находятся в постоянном развитии и поиске инноваций, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов и быть конкурентноспособным в своих рынках.

Исследование «Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах», которое этим летом провели Гильдия такси при Московской торгово-промышленной палате (МТПП), АНО «Цифровая экономика» и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) с участием международного консорциума экспертов показало, что Москва вошла в число ведущих городов мира по доступности такси и безопасности поездок. Новые тенденции в стратегии развития могли бы вывести ее на один уровень с мировыми лидерами в этой области.

Такси в Москве
Такси в Москве

Москвичи пересаживаются с личных машин на общественный транспорт. За последние семь лет использование личного транспорта сократилось на четверть, говорится в исследовании.  В Москве основными средствами перевозок является наземный и рельсовый транспорт, но метро и автобусы не всегда выручают своих пассажиров. В любом мировом мегаполисе ночью в дальние районы, аэропорты пассажира доставит такси.

Авторы исследования говорят, что такси наряду с городским транспортом решают проблему пробок в крупных городах и разгружают центры мегаполисов от личных автомобилей. В 2011 г. 38% поездок по городу москвичи совершали за рулем своего авто, а по итогам 2018 г. – на четверть меньше: 28%.

В мире постоянно идут споры по урегулированию модели этой транспортной системы. В России рынок такси находится на этапе становления. С 2015 г законодательные органы решают, как развивать и усовершенствовать этот рынок в нашей стране, но стратегии развития пока нет.

Желтый мир такси

Эксперты провели анализ рынка такси во всех крупных городах мира Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сингапуре, Стамбуле, Париже, Шанхае и Москве.  За основу взяты показатели эффективности – приемлемость цены, скорость подачи, доход таксиста, количество заказов на одного таксиста и др. Из каждой системы рынка взяты наиболее передовые и инновационные практики для развития для развития этой транспортной системы в России.

Эксперты в исследовании «Такси в крупнейших городах мира» подчеркивают, что такси – исключительная сфера в транспортной системе городов.  В Нью-Йорке это ключевое соединительное звено с аэропортами (39% совершается поездок на такси) и другими транспортными узлами. В Москве и Лондоне на такси приходится 54 и 66% поездок с часу ночи до пяти утра соответственно.

Черные кэбы в Лондоне
Черные кэбы в Лондоне

Цифровизация рынка такси привела к его стремительному росту. В России 60%  заказов на такси приходит через агрегаторов, в Москве еще больше – 80% (по данным столичного департамента транспорта). Причем функция агрегаторов уже выходит за пределы традиционных перевозчиков.

В проведенном исследовании сказано, что доля такси в пассажирских перевозках в больших городах растет. Так в нашей столице доля такси составляет 3,3% пассажиропотока (в Сингапуре – 10%, в Нью-Йорке – 8%). По данным столичного департамента транспорта: в 2010 г.  москвичи совершали 40тыс. поездок в день, в 2018 г. уже 715тыс. Число такси выросло с 7,5 тыс. машин в 2010 г., до более 48 тыс. в 2018 г.

Увеличение числа поездок приводит к росту рынка: оборот российского рынка такси составил 671 млрд руб. в 2018 г. – в 1,5 раза больше, чем в 2014 г., по данным Аналитического центра при правительстве РФ.

Рост объема рынка такси в России
Рост объема рынка такси в России

Стоимость поездки

Хотя спрос на такси у москвичей постоянно растет, но по стоимости проезда соперничать с общественным транспортом не может. По данным исследования в Москве средняя стоимость поездки на такси составляет 450р, что более чем в 11 раз превышает стоимость метро (40р). В Нью-Йорке поездка на такси обойдется вам  в $13,9, а на метро $2,8, такси дороже в 5 раз.

Средний чек поездки в Москве
Средний чек поездки в Москве

Эксперты подсчитали, что доходы таксистов в двух наших столицах, больше чем на периферии в 3-4 раза. В расчет не брался нелегальный извоз в небольших городах, который там хорошо развит. От стоимости поездки водителю остается  в среднем 64% – после вычетов комиссий агрегаторов, комиссий парков, расходов за аренду авто, заправку техобслуживание. Комиссия агрегаторов по России составляет от 15 до 23%.

Парк такси Москвы и России рвется вперед

За последние несколько лет в Москве парк такси постоянно обновляется. Средний возраст легковых машин такси снизился более чем в 1,5 раза и составляет 2,7 года. Парк такси в столице – один из самых молодых в Европе, подчеркивают авторы исследования московской Гильдии такси.

Парк Яндекс Такси в России
Парк Яндекс Такси в России

В последние годы этот транспорт стал  быстрым – время подачи автомобиля такси в рабочий день составляет 5 минут, что является одним из лучших показателей в мировых столицах. Для примера в Токио время подачи такси – 15 минут.

Цифровизация рынка такси позволила сделать заказ на поездку простым и быстрым, у потенциального клиента потребность использовать личное авто понемногу снижается.

По данным Аналитического центра при правительстве РФ, лидер на российском рынке – «Яндекс Такси», его доля 27%. За ним следует «Везет» с долей 12% и «Максим» с 9%. Позиции агрегаторов сильно различаются в зависимости от размера города. Так в городах численностью более 500 тыс. чел. максимальную долю занимает «Яндекс Такси», в городах с населением от 100 тыс. до 500 тыс. чел. «Яндекс Такси», «Везет» и «Максим» занимают примерно равные доли, а в городах до 100 тыс. лидируют сервисы «Везет» и «Максим».

Исследование показало, что Москва является одним из лидеров по безопасности такси: число смертельных случаев в ДТП на такси в пересчете на 1 млрд км перевозок на 35% ниже, чем в других крупных мировых городах.

Выбираем лучшее

«Дальнейшее развитие отрасли в нашей стране главным образом будет зависеть от принятой модели регулирования», – говорит первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. Города – лидеры в области такси, такие как Нью-Йорк, Лондон и Сингапур пошли по пути рыночного регулирования отрасли, рассуждает она.

Россия может развивать и регулировать рынок такси, используя лучшие мировые практики, считают авторы исследования «Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах». По ряду показателей – времени подачи, комфорту, безопасности – московское такси отвечает лучшим мировым стандартам.

Но ряд направлений на этом рынке в России практически не развиты, так таксопарки совсем не приспособлены для перевозки инвалидов. Для работы в этом направлении эксперты приводят как образец Лондон, где с 2011 г. все классические такси оборудованы для перевозки маломобильных пассажиров, которые используют этот транспорт в среднем 10,3 раза в год против 0,6 поездки в Москве.

Российский рынок такси во многом развивался по собственному сценарию. Урегулировать его государство пытается давно. Законопроект о такси и агрегаторах был подготовлен еще в 2015 г. (в нем предлагалось ввести ответственность агрегатора перед пассажирами такси, лимитировать комиссию агрегаторов, запретить работу иностранцев), но из-за разногласий он все еще находится на рассмотрении. Это связано с тем, что не могут определиться на какой базе проводить регулирование этого рынка.

В последние полгода законопроект снова готовится ко второму чтению.

Совместно с разработкой законопроекта в Думе вице-премьер Максим Акимов в сентябре поручил Минэкономразвития, Минтрансу и АНО «Цифровая экономика» до конца ноября сформировать рабочую группу и подготовить правительственные предложения по регулированию рынка такси, внедрению программно-аппаратных комплексов для медицинских осмотров, устройств для мониторинга усталости водителей и электронного путевого листа.

Две модели: за и против

Проведя исследования «Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах», эксперты определили две модели регулирования, которые использовались странами – лидерами рынка такси. Одну модель они определили как прогрессивную, другую – консервативную.

Прогрессивная модель содержит рыночные механизмы: повышенные квалификационные требования к водителю (стаж, возраст, специальные экзамены, медицинские тесты), жесткие критерии к автомобилю (возраст, экологичность, приспособленность для перевозки маломобильных граждан). Так в Париже, таксист должен получить сертификат курсов первой медицинской помощи, в Лондоне – сдать экзамен на знание инфраструктуры города, в Сингапуре работать в такси может только местный житель старше 30 лет со знанием английского языка, который сдал экзамен на безопасность, стандарты сервиса и прошел медобследование.

Такая модель использует для контроля систему штрафных баллов для водителей и платформы онлайн-мониторинга показателей. Информация на платформах позволяет анализировать показатели аварийности, длительность смены, нарушения ПДД. По такому пути пошли Нью-Йорк, Лондон и Сингапур.

Консервативная модель включает в себя ограничения или запрет на перевозку пассажиров на личных автомобилях, ограничение на число лицензий, что сдерживает конкуренцию. Эксперты в ходе исследования провели эксперимент: в августе 2019 г. через приложение крупнейшего оператора Японии Japan Taxi (к нему подключено 25% всех такси в стране) заказывали такси в Токио. Заказ проводили в разное время суток и при разных погодных условиях. В 60% случаев такси не было найдено, в остальных случаях время подачи в среднем составило 15 минут.

В городах, использующих эту модель среднее время подачи 11 минут, против 5 минут при применении прогрессивной модели.

Доходы водителей в городах- консерваторах ниже из-за высокой стоимости лицензии. Для сравнения, в Москве на среднюю зарплату можно проехать на такси около 2014 км, в городах с консервативной моделью – 1342 км, с прогрессивной – 2535 км, подсчитали авторы исследования.

При сравнении сколько километров на такси может проехать житель города со средней зарплатой, цена поездки в городах-консерваторах была вдвое выше.

Стоимость легальной лицензии на работу в такси в Стамбуле  около 1,7 млн турецких лир (около $360 000). Это очень дорого для водителя и ему приходится арендовать разрешение у лицензиата, это, как правило, политики или бизнесмены. За аренду лицензии уходит 25% выручки, 22% тратится на бензин, 14% – комиссия автопарка, и 16% уходит в виде налогов государству. При среднем месячном заработке 22 000 турецких лир водитель зарабатывает около 24% – 5184 лиры (чуть больше $1000). Все это привело к развитию нелегального рынка такси в Стамбуле, около 50% поездок на такси приходится на нелегальных извозчиков. В Шанхае доля нелегальных перевозок более 35%.

Консервативную модель развития выбрали Стамбул, Токио и Шанхай.

Надеюсь, что для дальнейшего развития рынка такси в России будет использован лучший опыт стран-лидеров, ключевой целью должно стать повышение безопасности как пассажиров, так и водителей такси.

«Цифра», реально пересоздала отрасль такси. Сегодня в ней занято несколько миллионов человек, а пассажиров такси еще больше. Люди вызывают такси для поездок на работу, с маленькими детьми и пожилыми родителями, это ежедневное использование, чтобы быстро добраться от метро до дома. К тому же у него появилась серьезная социальная функция: при потере работы россияне находят выход в работе на такси.

 

telegram канал
telegram канал

Полезные ссылки для пассажиров и водителей Яндекс Такси:

ВАЖНО: В этой статье я не продаю Вам услуги. Не подключаю к паркам. Не рекламирую товары для работы в такси. Только личный опыт. Использовать или нет, решать только вам!

В случае нарушения ваших авторских прав – обращайтесь на почту Igor.mylnikov@gmail.com

Хотите присоединиться и писать для водителей? У Вас есть видео о работе в такси не опубликованное где либо ещё или вы способны написать о своей работе и поделиться с начинающими советами? Велкам в соавторы справочника! Детали в ватсапп +79214405025

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезды, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

ЦБ отозвал лицензию у Qiwi Банка что делать таксистам?

Сегодня в пресс-службе Центрального банка России сообщили, что ЦБ РФ отозвал лицензию у Киви банка. "Банк России приказом от 21.02.2024 № ОД-266 отозвал лицензию...

Я заказываю такси и что получаю

Я пытаюсь разобраться что же происходит с такси Друзья куда катимся, куда нас везет такси?  Цены взлетели в небо и проблемы с такси вместе с...

Таксисты спешат на помощь! 

  “Давайте говорить друг другу комплименты…”   Не устану повторять, мы все имеем то, что заслуживаем! Хотите видеть позитивных пассажиров в своей машине? Прочитайте те самые 8...

Пара воскресных советов от Серёги с Альдебарана

Воскресение, день когда можно отдохнуть от дороги и привести в порядок не только тачку, себя но и мысли в голове. Та вот, пришла идея поделиться...

Гайто Газданов. Ночные дороги. Оглавление

Оглавление Пролог Глава 1. Пёстрые серые люди. Часть первая Глава 1. Пёстрые серые люди. Часть вторая Глава 1. Пёстрые серые люди. Часть третья Глава...

Гайто Газданов. Ночные дороги. Глава тринадцатая и последняя. Жизнь на жизнь.

Гайто Газданов. Ночные дороги. Глава 12. Часть 2. Глава 13. Жизнь на жизнь. Я особенно хорошо помню это лето. Особенность его заключается в том, что, когда...

Гайто Газданов. Ночные дороги. Глава двенадцатая. Ожидаемый конец. Часть вторая

Гайто Газданов. Ночные дороги. Глава 12. Часть 1. Глава 12. Ожидаемый конец. Часть вторая. 3. Федорченко Каждый раз, когда мне удавалось сосредоточить мое внимание на каком-либо вопросе, интересовавшем...

Вот как на духу расскажу о своей вчерашней истории

Вообсчем так. Присаживайтесь наливайте колаводки слушайте мои дорогие. Ситуевина сложилась такая. Получил я сегодня по утру заказ на станцию Сенная. Клиент замечательный. Тоже руль судя по...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Галина
Галина, автор справочных материалов опубликованных на портале Справочник Таксиста.

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТАКСИСТОВ И ПАССАЖИРОВ

ВЫБРАТЬ РАЗДЕЛ