Самозанятые водители такси

Самозанятые водители такси это актуальный тренд или поветрие, которое не приживётся среди водителей? Об этом сегодня в статье посвящённой самозанятости и тому как развивается новая форма налогообложения в России.

Дата публикации:

Автор:

Раздел сайта:

Вопреки всем нормам и правилам создания статей, начну с банального:  самозанятость на сегодняшний день – это развитие экономики для России и возможность для граждан законно зарабатывать, оплачивая очень маленький налог. Теперь люди могут не бояться ни налоговой, которая обязательно заинтересуется дополнительными доходами, ни самого налогового режима. Наши граждане могут спокойно получать доход работая на себя, например юристом, фрилансером на эл. площадках, фотографом, косметологом и парикмахером, строителем или отделочником  ремонтником. И таких профессий с каждым днем становится все больше. Такси – одно из основных и о нём сегодняшняя статья.

Самозанятые в такси

Согласно официальным данным ФНС, сегодня (август 2022г) в России  зарегистрировано уже более 5 млн. самозанятых. Основные направления деятельности которых – доставка различных товаров и услуги такси. По прогнозам, доля таксистов на рынке самозанятых будет увеличиваться. Эксперты Frank RG высказали мнение, что общее кол-во самозанятых в России только до 2024 года увеличиться на 70% и будет составлять 8,5 млн. граждан. Такие темпы роста количества людей, желающих работать легально говорит о многом.

Самозанятые водители такси
Самозанятые водители такси

Платить или не платить налоги?

На сегодня, главный вопрос для водителей такси – платить или не платить? Заплатить небольшой налог и спокойно зарабатывать или рискнуть и столкнуться с неоценимыми потерями? Попробуем разобраться в этой ситуации, взвесить все за и против, оценить риски. В 2022 году ФНС действует очень активно и это нужно понимать. Нынешняя реальность такова, что, пытаясь заработать на пару тысяч в месяц больше, человек рискует получить штраф. И это только на первый раз. В случае «рецидива» грозит уже не только штраф но и уголовная ответственность. Есть всего два варианта, или соблюдение налогового законодательства и спокойная работа без риска, или приготовиться к тому, что данные водителя парк предоставит по запросу налоговой и все, финита ля комедия, готовьтесь платить штрафы и налоги. Но уже не постепенно а разом, за весь период.

Хотя нет, чего уж так то… Наверняка есть же таксопарки в России, в которых водители оформлены в штат, легально. Платят налоги с начислений, имеют все соц. блага включая отпуск. Поэтому хорошо, не два варианта, а три. Но признаюсь вам, уважаемый читатель, пока не встречал таких парков в природе, но допускаю что они есть.

Конечно, решать вам. У многих водителей работает знаменитое русское авось! Авось меня это не коснется. Авось пронесет. Другие работают и никому ничего не платят. Почему я должен отдавать свои кровные? Так думают многие водители, пока не осознают, что лучше заплатить 4% налога сейчас, чем колоссальные налоги и штрафы потом. Давайте разберем предысторию появления нового налогового режима в сфере такси, посмотрим, как к нему относятся сами водители, определим перспективы НПД и риски для водителей, которые продолжают работать нарушая закон. Делитесь вашими мнениями и случаями из жизни в комментариях.

Кто такие самозанятые и как они появились в такси

С 1 января 2019 года жителям четырёх регионов предложили платить налог со своей деятельности. Если в результате деятельности человека не привлекаются наемные работники, то такая деятельность подпадает под НПД. То есть, по факту, если результатами вашей деятельности является собственный труд и вы получаете оплату непосредственно от заказчика, вы можете воспользоваться льготными условиями уплаты налога. Для работы с физлицами такой налог составил 4% для выполнения заказов от юридических лиц – 6%. К таким категориям граждан относились репетиторы и копирайтеры, сиделки и няни, курьеры, таксисты и многие другие.  Исходя из успешного внедрения новой налоговой системы, через год к программе присоединились еще 19 регионов России. И самозанятые стали увеличиваться в геометрической прогрессии.

Кто такие самозанятые и как они появились в такси
Кто такие самозанятые и как они появились в такси

Возникает вполне логичный вопрос, почему многие граждане решили выйти из тени и законно уплачивать налог? Казалось бы, работали так годами, никому ничего не платили и решили, пусть и маленький процент, но платить. Все дело в том, что в наш цифровой век трудно утаить побочные доходы и проще заплатить небольшую сумму, чем потом иметь проблемы с ФНС. Государство разумно предложило более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые.

______________________________________________________________

Самозанятость – это возможность получения вознаграждения за свой труд, непосредственно, от заказчиков. НПД (налог на профессиональный доход)  – это возможность легализовать практически любую свою деятельность в рамках налогового кодекса. Что интересно, на сегодняшний день стать самозанятым можно в любом регионе страны с 16 лет. То есть, школьники старших классов тоже могут легально зарабатывать, например, курьером или репетитором. 

______________________________________________________________

 

Потрясающие результаты

Эксперимент с самозанятостью стал настоящим прорывом за счет того, что очень четко и структурно были продуманы все этапы с самого начала. Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно просто внутри удобного мобильного приложения Мой налог, в котором все просто и понятно. После осуществления услуги вам нет необходимости куда-то идти или что-то подавать в налоговую – просто формируете чек в приложении и все! Необходимо указать сумму и наименование услуги для физлица, если вы оказываете услугу юридическому лицу, понадобиться его официальное название и ИНН. И больше ничего, разве, что выслать тем же смартфоном заказчику чек. На всю отчетность вы тратите меньше минуты. Ни волокиты, ни бумаг, ни очередей – понятно даже ребенку. Счет на оплату налога ФНС в конце налогового периода также пришлет вам в приложении на смартфон. 

Потрясающие результаты
Потрясающие результаты

В 2022 году зампред правления Сбербанка Анатолий Попов предложил увеличить размер годового дохода для самозанятых с 2,4 млн. рублей до 6-10 млн. рублей, а кроме того расширить список стран, жители которых могут быть самозанятыми. Это хорошая инициатива, которая позволит вывести из тени большое количество фрилансеров. Согласно данным Министерства финансов, в 2020 г., 30-40% россиян получали неофициальную зарплату, при этом величина серого фонда зарплат в России превысила 10 трлн. рублей/год. За последние два года эта цифра существенно сократилась.

Один из главных стимулов самозанятости в 2022 году – это тренд на услуги и подработку. 70% плательщиков НПД подрабатывают в двух и более категориях и все больше граждан регистрируются, как самозанятые и выходят из тени. Учитывая это, можно спрогнозировать, что доходы самозанятых будут приближаться к лимиту. По данным ФНС, с момента запуска эксперимента в 2019 году самозанятые уплатили налогов на 40 млрд. рублей. А сколько бы их было, если бы лимита не было?

Самозанятость – одно из самых актуальных решений для такси

Яндекс Такси стала одним из первых партнеров ФНС

НПД стал одной из самых подходящих альтернатив для легальной работы в такси. Яндекс Такси стала одним из первых партнеров ФНС в рамках проекта по внедрению нового режима и самозанятость активно продвигалась среди водителей. Только за первые 1,5 года удалось привлечь к этому налоговому режиму сотни тысяч водителей. Это очень серьезные цифры. Самозанятые партнеры Яндекс Такси получили полную интеграцию с сервисами ФНС, возможность автоматического формирования чеков в приложении, повышенный приоритет +5. Изучить условия для прямых партнеров можно на сайте Яндекс Такси.

Самозанятость – одно из самых актуальных решений для такси
Самозанятость – одно из самых актуальных решений для такси

______________________________________________________________

По официальным данным ФНС “услуга по перевозке пассажиров — один из наиболее популярных видов деятельности, которые указывают самозанятые в мобильном приложении «Мой налог»”.

______________________________________________________________

До появления НПД у водителей было 2 возможности сотрудничать с сервисами такси легально: получение лицензии на свой автомобиль, но для этого требовался статус ИП, или подключение через таксопарк. Оба варианта серьезно проигрывают самозанятости, если их подробно разобрать.

  1. ИП с лицензией на своем автомобиле. Статус индивидуального предпринимателя подразумевает достаточно большую ответственность перед государством. Отчетность, взносы в пенсионный фонд и прочие расходы, плюс разрешение на пассажирские перевозки, которое нужно оформлять на ваш автомобиль. Если вы решите в будущем его продать, то на нем уже будет стоять клеймо “такси”, что заметно снизит цену. Как проходят проверки налоговой для таксистов ИПшников можно спросить только у них. 
  2. Подключение через таксопарк. Более рациональный способ для многих водителей, который до сих пор пользуется большим спросом. Вот только комиссия таксопарка, если ее перевести на реальные проценты вовсе не рубль-два с заказа, а гораздо выше. Подключение через парк не дает водителю ровным счетом ничего. Конечно, вывод средств осуществляется день в день, но как часто бывает, водитель, подключенный через парк, не оформлен в штат организации и не имеет никаких преимуществ легально оформленного по закону работника. Как следствие, сколько можно найти историй с парками, которые исчезли с деньгами водителей в небытие или получить большую проблему с налоговой.
Стремительная динамика роста числа самозанятых
Стремительная динамика роста числа самозанятых

Кроме того, самозанятость прекрасно сочетается с работой по договору. Даже если у водителя есть основная работа, а в такси он просто подрабатывает, оформление в качестве самозанятого никак не скажется на его основной работе. Также будет идти стаж и работодатель даже не заметит изменений.

Первоначально, Яндекс начал продвигать самозанятость в такси, далее на остальных интегрированных сервисах. 

В Яндекс Такси отмечали, что такой переход удобен в первую очередь самим таксистам. Это позволяет получать деньги за выполнение заказов без посредников, уменьшить налогообложение и отчитываться о налогах без бумажной волокиты через мобильное приложение.

______________________________________________________________

Яндекс Такси является одним из первых партнеров ФНС при внедрении режима самозанятости. Со временем были отлажены все технические процессы и взаимодействие с самозанятыми. ______________________________________________________________

Как к НПД относятся сами водители: ЗА и ПРОТИВ

Итак, рассмотрим мнение водителей, которые уже опробовали новый налоговый режим и готовы рассказать, что им понравилось а что нет. Далее вы увидите несколько цитат из интервью с самозанятыми водителями, а дальше мы попробуем резюмировать самое главное.

Довольный водитель такси
Довольный водитель такси

Самозанятый таксист из Уфы:

«Ушел из таксопарка, зарегистрировался самозанятым, работаю с Яндексом – все быстро, просто, теперь спокоен что не кинут с выплатой безнала как у меня было с подключашкой».

«Главный плюс самозанятости, – говорит таксист Рустам, –  работа в белую и возможность зарабатывать не боясь налоговой. Я работаю наладчиком оборудования, в такси пришел ради дополнительного заработка, здесь можно самому определять, когда работать, а когда – нет». 

«Водители, которые работают с Яндексом как самозанятые напрямую, всегда будут в повышенном приоритете, – рассказывает знакомый таксист».

Самозанятый водитель из Москвы Hilel Shihman

«Работаю в Москве, эконом на своей машине, Солярис, в такси с 1983 года, как самозанятый работаю третий год, до этого работал, через “подключашек”.

Все устраивает, причина работать как самозанятый, а не через “подключашку” главная и основная это та, что рано или поздно “подключашка” прекратит работу и деньги, которые не успел вывести “зависнут” и пропадут.

Каждый раз, когда “подключашка” немного задерживала вывод денег, даже на пару часов, у меня появлялись мысли “а может меня уже кинули?” и пропадало желание выходить на линию. Яндекс выводит деньги каждый день как часы и без проблем.

Марк, водитель такси, Уфа

«Я люблю самозанятость. Это удобно и прозрачно. В приложении “Мой налог” я вижу все совершенные поездки. Могу понять, какой налог мне нужно будет заплатить и вижу, какой заработок получу от агрегаторов».

Константин, владелец таксопарка, Москва

«У нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5 %. Плюс сюда идет комиссия за вывод средств — 1 % (минимально — 20 рублей) на карту, но это недорого, чем 4 % и 6 %, который платит самозанятый таксист.
Помимо этого таксисты теряют помощь парка. Мы 24/7 поддерживаем с водителями обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы решают самостоятельно.


Александр, водитель такси, ИП и самозанятый, Москва

«В самозанятости такси равноценно плюсов и минусов. Положительная история — работа с Яндекс Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение дохода — неочевидный плюс. Размер налога спорный.  Сравнить его со средней комиссией таксопарков 3-5 % , то разница — не совсем большая в пользу самозанятости».

Петр, владелец таксопарка, Санкт-Петербург

«Есть несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Одна из них — агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Третья проблема —  водители, которые умеют считать понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, так как 4 % и 6 % с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5 %» но если быть справедливым, стоит отметить что сейчас идет уверенный рост комиссии парков и 6 и 7% уже не удивляют опытных водителей.

Как мы видим, позитивных моментов значительно больше, чем недостатков, хотя они тоже есть. Рассмотрим кратко все плюсы и минусы статуса самозанятого в такси.

  • дополнительный приоритет +5 для самозанятых водителей;
  • работа в белую без рисков и страха;
  • автоматизированное формирование чеков и начисление налога, никакой бумажной волокиты;
  • налоговые вычеты и низкая ставка;
  • добровольные взносы в пенсионный фонд;
  • + возможность официально подтверждать доход для получения кредитов или ипотеки;
  • возможность самостоятельно формировать свой график и доход;
  • недоработанное законодательство, но это вопрос времени, все уже видели правки в новом законе о такси, в котором самозанятые могут сотрудничать с агрегаторами без получения статуса ИП;
  • вопросы в прохождение медицинского и технического осмотра по прежнему не решены.

На этом на сегодня всё. Делитесь своим мнением в комментариях, добавляйте преимущества и недостатки, которые я, возможно, упустил – обязательно добавлю их в статью.

 

Перспективы развития самозанятости в России

Перспективы развития самозанятости в России
Перспективы развития самозанятости в России

Такой ажиотаж вокруг относительно нового налогового режима заставляет правительство расширять его и добавлять новый полезный функционал. Вот только некоторые серьезные изменения, которые планируются в ближайшем будущем:

  1. Лимит по доходам предложено увеличить с 2,4 миллионов до 6-10 миллионов рублей в год.
  2. 2. К налоговому режиму допускаются граждане не только РФ и стран входящих в ЕАЭС, а еще и СНГ.  Неизвестно, как это скажется на рынке такси и режиме в целом, но такие масштабы поражают.

Кроме того, изначально налоговый режим был запущен на 10 лет с фиксированной налоговой ставкой, которая не поднимется ни при каких обстоятельствах. Скорее всего этот срок продлят, потому что практика оказалась на поверку очень удачной, ведь правительство никогда не откажется от того, что пользуется спросом и пополняет казну налогами.

______________________________________________________________

 

Динамика выплат налогов самозанятых в млрд по годам. 

В 2019 году свыше 330 тысяч россиян зарегистрировались в качестве самозанятых. Общая сумма поступлений превысила 1 млрд рублей. Об этом сообщил глава ФНС Михаил Мишустин. Источник

В августе 2020 года число самозанятых достигло 1 млн, а а общая сумма поступлений в бюджет составила 3,5 млрд рублей. 

В начале июня 2021 года число таких людей составило 2,5 млн, а уплаченный налог составил 12 млрд рублей отметил глава ФНС Даниил Егоров сообщает источник

На начало июня 2022 года число зарегистрировавшихся насчитывает 4 млн, а общая сумма всех налогов насчитывает порядка 745 млрд.

______________________________________________________________

Подведем итог? Стоит признать что проект введения новой формы налогообложения для тех, кто работал в тени, удался. Стабильный прирост числа налогоплательщиков кто выбрал вариант лучше заплатить сейчас 4% с заказа чем потом штрафы + не уплаченный подоходный налог и взносы в фонды. 

Плюсом для все большего перехода водителей такси в самозанятые – новые правки в Федеральном законе, где самозанятые обрели легальный статус как перевозчики пассажиров, что прежде было доступно лишь для ИП.

Сколько времени займет полный переход всех водителей в самозанятые предполагать бессмысленно, думаю стоит набраться терпения и наблюдать за происходящим.

Если у вас есть мнение по теме и оно не совпадает с изложенным, смело высказывайтесь, давайте будем обсуждать!

Ссылки по теме:

ФНС России Специальный налоговый режим для самозанятых граждан

Кто такие самозанятые – объяснение на сайте Госуслуги

На что рассчитывать самозанятым в 2022 году, материал в журнале Контур

Виды деятельности самозанятых в 2022: что изменилось за год

Аргументы в пользу прямого партнера Яндекс Про из первых рук

Что такое самозанятость? Отвечают эксперты Яндекс Кью

Неуплата или несвоевременная уплата налогов является, по сути, налоговым правонарушением. Статья финансового директора Дмитриевой Лины

Знаменитое и нашумевшее Решение от 24 сентября 2020 г. по делу № А72-236/2020

Как мне правильно зарегистрироваться в Яндекс такси через таксопарк или…- подробный разбор всех существующих форм сотрудничества с Яндекс.Такси

Законопроект № 121564-8 Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

ФНС – в России зарегистрировались 5 млн самозанятых

Журнал Правовед: Что грозит за неуплату налогов?

ВАЖНО: В этой статье я не продаю вам услуг. Не подключаю к паркам. Не рекламирую товары для работы в такси. Только личный опыт. Использовать или нет, решать только вам!

Хотите присоединиться и писать для водителей? У Вас есть видео о работе в такси не опубликованное где либо ещё или вы способны написать о своей работе и поделиться с начинающими советами? Велкам в авторы в справочнике! Детали в ватсапп +79214405025

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезды, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

ЦБ отозвал лицензию у Qiwi Банка что делать таксистам?

Сегодня в пресс-службе Центрального банка России сообщили, что ЦБ РФ отозвал лицензию у Киви банка. "Банк России приказом от 21.02.2024 № ОД-266 отозвал лицензию...

Я заказываю такси и что получаю

Я пытаюсь разобраться что же происходит с такси Друзья куда катимся, куда нас везет такси?  Цены взлетели в небо и проблемы с такси вместе с...

Таксисты спешат на помощь! 

  “Давайте говорить друг другу комплименты…”   Не устану повторять, мы все имеем то, что заслуживаем! Хотите видеть позитивных пассажиров в своей машине? Прочитайте те самые 8...

Пара воскресных советов от Серёги с Альдебарана

Воскресение, день когда можно отдохнуть от дороги и привести в порядок не только тачку, себя но и мысли в голове. Та вот, пришла идея поделиться...

Гайто Газданов. Ночные дороги. Оглавление

Оглавление Пролог Глава 1. Пёстрые серые люди. Часть первая Глава 1. Пёстрые серые люди. Часть вторая Глава 1. Пёстрые серые люди. Часть третья Глава...

Гайто Газданов. Ночные дороги. Глава тринадцатая и последняя. Жизнь на жизнь.

Гайто Газданов. Ночные дороги. Глава 12. Часть 2. Глава 13. Жизнь на жизнь. Я особенно хорошо помню это лето. Особенность его заключается в том, что, когда...

Гайто Газданов. Ночные дороги. Глава двенадцатая. Ожидаемый конец. Часть вторая

Гайто Газданов. Ночные дороги. Глава 12. Часть 1. Глава 12. Ожидаемый конец. Часть вторая. 3. Федорченко Каждый раз, когда мне удавалось сосредоточить мое внимание на каком-либо вопросе, интересовавшем...

Вот как на духу расскажу о своей вчерашней истории

Вообсчем так. Присаживайтесь наливайте колаводки слушайте мои дорогие. Ситуевина сложилась такая. Получил я сегодня по утру заказ на станцию Сенная. Клиент замечательный. Тоже руль судя по...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Игорь
Автор статей в прошлом канале Igormylnikovchannel. Пишу о работе водителя Яндекс Такси как практик а не теоретик. На линии с 2019 года в Санкт-Петербурге. Тарифы Комфорт и Эконом.

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТАКСИСТОВ И ПАССАЖИРОВ

ВЫБРАТЬ РАЗДЕЛ