В принципе, мы как-то привыкли, что цены на все – товары, услуги, отдых, топливо, энергию и пр. – постоянно растут. Вряд ли вспомнишь случаи снижения цен. Тоже происходит и с автомобильным рынком. Но за последние 3 года метаморфозы со стоимостью и ассортиментом машин для такси и просто гражданских превзошли все мыслимые ожидания. С чем это связано? Думаю каждый, живущий в России и без меня в курсе о событиях февраля 2022г., верно? Если так, то вы скорее всего понимаете связь. Это предисловие, а сейчас давайте ужен без лишней воды про самое интересное, про цифры.
Погнали!
Мини-исследование отечественного авторынка
Итак, какие гражданские машины и автомобили такси были востребованы в совсем не далёким 2021 году, сколько они стоили тогда, сколько в 2024г. + прогноз на 2025г.
Как все было просто, популярные брэнды машин, на которых приезжали таксисты у всех были на слуху и представить себе иное было просто не возможно! Но давайте посмотрим на цифры, конкретику так сказать.
Десятка лидеров зарубежных брэндов по числу проданных машин в 2021г. в России
№ п/п | Наименование брэнда | Проданное количество, шт |
1 | Kia | 205 801 |
2 | Hyundai | 167 333 |
3 | Renault | 131 552 |
4 | Toyota | 97 941 |
5 | Volkswagen | 91 125 |
6 | Skoda | 90 443 |
7 | Nissan | 51 338 |
8 | BMW | 46 802 |
9 | Mercedes-Benz | 44 849 |
10 | Haval | 39 126 |
Показаны брэнды, которые производились или собирались в нашей стране, присмотритесь к 10 строчке на Haval именно он начав сборку в 2019 году продолжает производится в России и наполняет таксопарки. Других нет.
Забегая вперёд скажу, в 2023 году Haval продал почти 120к автомобилей на 323 млрд рублей выдавливая сбежавших из России VAG и Тойоту.
Хиты продаж иномарок бюджетного и среднебюджетного класса в 2021г. и 2024г.
№ п/п | Автомобиль | Продано, шт | Цена 2021г., т.р. | Цена июль 2024г., т.р. | Увеличение цены, % |
1 | Kia Rio | 82 941 | 984,9 -1 339,9 | 2 380,0 – 2 550,0 | 141-90 |
2 | Hyundai Creta | 68 081 | 1 239,0 – 2 062,0 | 3 000,0 – 3 300,0 | 141-60 |
3 | Hyundai Solaris | 61 061 | 920,0 – 1 216,0 | 2 000,0 – 2 600,0 | 117-114 |
4 | Volkswagen Polo | 46 887 | 1 033,0 – 1 442,0 | – | |
5 | Skoda Rapid | 41 680 | 1 020,0 – 1 408,0 | – | |
6 | Renault Duster | 41 471 | 1 037,0 – 1 542,0 | – | |
7 | Toyota RAV4 | 38 441 | 2 120,0 – 3 056,0 | 3 900,0 – 6 500,0 | 84-113 |
8 | Toyota Camry | 31 983 | 2 015,0 – 3 119,0 | 3 900,0 – 6 000,0 | 94-92 |
9 | Renault Logan | 29 783 | 762,0 – 972,0 | 1 650,0 | 88 |
10 | Volkswagen Tiguan | 29 232 | 2 059,9 – 3 269,9 | 5 000,0 – 7 700,0 | 142-135 |
Бросается в глаза, что машины, которые прекрасно реализовывались в 2021г., исчезли через 3 года. Объясняется просто – это модели эконом-класса, производившиеся в России на предприятиях созданных зарубежными компаниями. Ввозить их в страну сейчас нерентабельно, да и известные ограничения не позволяют это сделать. Итог – стоимость авто представленного сектора поднялась в 2 раза.
NB1 Hyundai Solaris в прошлом сейчас на рынке в России звучит как Solaris, но по сути это тот же автомобиль но ооочень неоправданно дорогой
NB2 Renault Logan как ещё один из популярных автомобилей такси практически исчез с рынка, только вторичка. Французы отключив программное обеспечение на московском заводе ушли из России хлопнув дверью.
Хиты продаж иномарок премиум-класса в 2021г. и 2024г.
№ п/п | Автомобиль | Проданное количество, шт | Цена 2021г., т.р. | Цена июль 2024г., т.р. | Увеличение цены, % |
1 | Lexus RX | 10 082 | 4 300,0 – 7 200,0 | 11 200,0 – 14 200,0 | 160-97 |
2 | Mercedes-Benz GLE | 9 382 | 5 200,0 – 8 500,0 | 16 500,0 – 20 400,0 | 217-140 |
3 | Mercedes-Benz E | 7 815 | 4 000,0 – 6 400,0 | 12 600,0 – 13 500,0 | 215-110 |
4 | BMW X5 | 7 397 | 6 500,0 – 9 800,0 | 14 500,0 – 20 900,0 | 123-113 |
5 | BMW X3 | 6 387 | 4 500,0 -5 800,0 | 8 100,0 – 10 400,0 | 80 |
6 | BMW 5-серия | 5 636 | 4 250,0 -9 300,0 | 10 100,0 – 12 100,0 | 137-30 |
7 | BMW X6 | 5 473 | 7 100,0 -10 300,0 | 15 100,0 – 20 900,0 | 112-103 |
8 | Mercedes-Benz GL | 5 348 | 8 000,0 -10 400,0 | 17 000,0 – 25 000,0 | 113-140 |
9 | BMW 3-серия | 5 194 | 3 400,0 – 5 600,0 | 5 500,0 – 7 500,0 | 62-34 |
10 | Mercedes-Benz GLC | 4 657 | 3 900,0 -5 000,0 | 12 600,0 – 13 150,0 | 223-163 |
Из таблицы видим, что все модели премиум-класса остались на рынке и в 2024г. Потребность в них невелика, но постоянна. Увеличение цены выше из-за утилизационного сбора, который для авто с большим объемом двигателя гораздо значительнее.
В таблицах цены представлены в диапазонах от минимальных до максимальных. В 2021г. они взяты из прейскурантов производителей, а в 2024г. с онлайн-платформ по продаже авто на которые ориентируется классификатор автомобилей агрегатор такси. Модели в последней таблице взяты со стандартными и средними комплектациями. Самые крутые модели привозят под заказ и как правило не используются в такси.
С 1 октября 2024г. утилизационный сбор для авто с объёмом двигателя от 1 до 2л вырос до 556,2 т.р., 2-3л – до 1 562,8 т.р., а более 3,5л – до 2 285,2 т.р., соответственно увеличилась в очередной раз и стоимость машин.
Немного конкретики
Ну и конкретно по ценам определённых моделей, которые вошли в хит продаж 2021 и 2024 годов.
Итак:
Toyota RAV4 – по прежнему востребованный кроссовер но не работающий в такси а представлен здесь исключительно как индикатор.
– осень 2021 Toyota RAV4 Comfort 2.5л АТ 4WD базовая стоимость 3 073,5т.р. + дополнительные опции – 350,0т.р. = 3 423,0т.р.;
– лето 2024г. Toyota RAV4 Adventure Plus 2.0L/171 CVT 4WD – 5 400,0т.р.
Из автомобилей премиум-класса возьмем Mercedes-Benz.
– декабрь 2021г. Mercedes-Benz E200 Coupe – 6 228,0т.р.;
– лето 2024г. Mercedes-Benz E-Класс 200 9G-Tronic – 12 690,0т.р.
Ну и рассмотрим модели используемые в такси
Toyota Camry в тарифе К+
– октябрь 2021г. – от 2 015,0т.р.
– декабрь 2024г. – 4 500,0т.р.
Эта модель три года назад была очень популярна и у россиян, и в частности в такси.
Была локализована на заводе в Санкт-Петербурге и стоила минимум 2 015,0т.р.
Сейчас машину ввозят в страну по альтернативным канала, самый бюджетный вариант из Китая.
Renault Logan в тарифе Эконом
– декабрь 2021г. – от 762,0т.р.
– декабрь 2024г. – 1 201,0т.р.
Kia K5 (Optima) в тарифе Комфорт и К+
– декабрь 2021г. – от 1 649,9т.р.
– декабрь 2024г. – 2 634,9т.р.
Hyundai Solaris в тарифе Эконом
– октябрь 2021г. – от 745,5т.р – 1 746,0т.р.
– декабрь 2024г. – 4 500,0т.р.
Одну из версий Актив Плюс продают по цене 745,5 – 1 318,0т.р. Но такой цены нет, очередной маркетинговый ход – самый дешёвый Солярис стоит 920т.р., а значит вам продадут по максимуму за 1 318,0т.р. + допы почти 400 т.р.
Chery Tiggo в тарифе Комфорт
– октябрь 2021г. – от 1 129,9т.р.
– декабрь 2024г. – 2 100,0т.р.
Ну что впечатляет?!
Стоимость машин в 2024г.подобрана с предложений крупных дилерских компаний. Все авто находились в автосалонах и были готовы к продажам с гарантией.
Добавлю немного цифр
За 1 полугодие 2024г. стоимость автомобилей у нас увеличилась на 14% в сравнении с таким же периодом 2023г. и стала 3 160,0т.р. а к августу уже – 3 500,0т.р. (неплохо за месяц!).
За 11мес. 2024г. реализация новых легковых машин в стране увеличилась на 59% по сравнению с аналогичным периодом 2023г. Максимальное количество авто было продано в последнюю неделю сентября – 41 686 шт.
Новый год
2025 год начался не совсем хорошо – коэффициенты утильсбора выросли, валютный курс в подвешенном состоянии, перспектив на снижение кредитных ставок нет, парки накупившие в основном китайские автомобили сейчас переоценивают качество машин и задумываются о планах обновления парка в 2025г. уже не так оптимистично.
Что же ждать от наступившего 2025 года? Лучше экспертов на это вопрос никто не ответит.
«Цены будут расти на всё, включая автомобили АВТОВАЗа. Хотя утильсбор влияет на цену LADA в наименьшей степени, они будут подтягиваться за рынком, и было бы глупо на их месте этого не делать. Максимальная динамика роста будет у чистого импорта, меньше — у автомобилей, производство которых локализовано в России, поскольку государство пропорционально компенсирует степени локализации,» – считает член Совета директоров группы компаний «Автополе» Сергей Вайнер.
Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH говорит: «Что еще не все автоконцерны вложили в конечную цену своей продукции рост утильсбора в октябре 2024 года. Так что, это может произойти в 2025 году. Прежде всего, повышение цены коснется автомобилей, которые не производятся в России, в том числе популярных китайских марок Chery, Changan, Geely и других. Однако и почитатели отечественного автопрома не застрахованы от роста цен».
«Что касается автомобильных прайсов, то в 2025 году новые поставки машин будут проходить по новому курсу. Это значит, что цены гарантированно вырастут» – говорит гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Главными причинами роста эксперт указывает очередную индексацию утильсбора, падение рубля и дорогое финансирование бизнеса за что отдельное спасибо Эливире Набиулиной, главной героине стагнации производства в России.
По мнению «АвтоСпецЦентр» автомобили в наступившем году подорожают на 15%
Директор аналитического агенства “Автостат” Сергей Целиков дал свою оценку: “Цены будут расти. Думаю, что подорожание составит 10%. Все зависит от курса рубля, поскольку автомобиль имеет очень большую валютную составляющую. Поэтому если курс будет в районе 100 рублей, то рост цен составит 10%. Если же окажется на уровне 120 рублей, то подорожание будет уже на 30%”. В ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) также заявили о подорожании автомобилей на 10%.
Понятно, что скачок цен будет круче у машин ввозимых в страну, но и АвтоВАЗ с 14 января тоже планирует поднять цены стоимость Lada Vesta вырастет на 20т.р., Lada Granta – на 30-50т.р., Niva Legend – на 39–49т.р. Зачем поднимать цены, когда не распродано более 100т. машин, которые зависли на дилерских складах, непонятно.
Глава компании Максим Соколов поясняет, что из-за повышения ключевой ставки народ перестал брать автокредиты и в результате забиты склады у дилеров. Но как говорится надежда умирает последней и АвтоВАЗ в текущем году также запланировал выпустить 500 тыс. автомобилей. Кстати, при плане выпуска в 2024г. тех же 500 тыс. было произведено на 25 тыс машин больше. Разумнее было бы скинуть цены, распродать накопившееся авто, но автогигант не пойдёт на такой шаг из-за высокой себестоимости производства.
Кстати, с 14 января 2025г. руководство АвтоВАЗ заявила о повышении стоимости таких моделей, как Granta, Vesta и Niva Legend.
Седан Lada Granta обойдется покупателю от 746,4т.р. до 1 330,0т.р., стоимость до повышения от 700 т.р. до 1 300,0т.р.
Седан Lada Vesta – от 1 460,0т.р. до 1 980,0т.р., стоимость до повышения от 1 240,0т.р. до 1 960,0т.р.
Niva Legend – от 1 020,0т.р. до 1 210,0т.р., сейчас ее цена от 981т.р. до 1 160,0т.р.
Стоимость Lada Aura, Largus и Niva Travel не изменится.
Кратко о Haval
Цены на известную марку обнародованы, и естественно они выше декабрьских.
Так Haval Jolion, наиболее приемлемый кроссовер из работающих в такси 2024 года выпуска, в декабре стоил от 2 049,0т.р. до 2 849,0т.р., сейчас колеблется от 2 149,0т.р. до 2 949,0т.р. И как вы понимаете это не предел, это старт цены на 2025г.
Также на 100т.р. выросла цена на внедорожники Dargo и Dargo X 2025г.выпуска, их стоимость 3 149,0т.р. и 3 449,0т.р. соответственно.
С начала 2025 года утилизационный сбор на автомобили в России вырос на 10-20% + обесценивание рубля + высокая ключевая ставка Центробанка – шансов на снижение стоимости машин нет! И даже дилеры не будут делать скидки, просто снизят завоз.
И как следствие спад продаж. По прогнозам агентства «Автостат», реализация в 2025г. на российском авторынке снизится минимум на 20%.
Максим Давиденко, руководитель отдела развития дополнительных продуктов «ГК Альфа-Лизинг» полагает: «На сегодня предпосылок к росту продаж нет. У трети потенциальных покупателей уже нет возможности (или смелости) приобрести новый автомобиль. Таким образом, в январе–феврале 2025 года можно прогнозировать падение продаж по сравнению с началом 2024 года в районе 20–25%. Снижение продаж автомобилей в целом по 2025 году может быть обусловлено и сокращением амбиций китайских брендов в связи с тяжестью текущей ситуации: к примеру, могут быть урезаны объемы поддержки кредитования»
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев в разговоре с «Газетой.Ru заметил: «Перспективы российского авторынка на предстоящий год выглядят менее радужными, чем хотелось бы. Первые шесть месяцев не принесут значительного роста. Уже ясно, что I квартал 2025 года окажется слабее того же периода 2024 года».
РОАД рекомендовал потенциальным покупателям не переносить приобретение автомобиля: «…цена автомобиля сегодня лучше цены завтра».
Как-то все так грустно и беспросветно! Будем надеяться на лучшее, но это изречение, по-моему, не для отечественного авторынка.
Послесловие:
Итак, как вы уже догадались, ждать снижения стоимости автомобилей в 2025г. чаще всего используемых в качестве такси нет смысла. Кредитная ставка не снизится, новые производства скорее всего не появятся хоть и есть тому предпосылки, но как мы все с вами помним, в России оооочень долго запрягают. Западные производители, ушедшие из России и переместившие свои сборочные мощности из России в Казахстан например в Россию уже не вернутся. А это значит, что стоимость собранных вне РФ машин будет лишь расти.
По прежнему нет планов сборки в России своего Чекера, специализированного автомобиля разработанного строго для работы в такси, отвечающего всем требованиям безопасности, простоты в обслуживании, прочности и пр.
Электромобили, что планируют собирать в России скорее всего в такси не выстрелят ибо нет пока таких платформ по доступной цене, которые могли бы работать в такси по 12 часов на линии. Верно? Плюс адаптация электромобилей к российскому климату остаётся вопросом вопросов.
Парки, наполненные сейчас китайскими автомобилями купленными в лизинг, скорее всего не получаю гос. поддержку которая была в жирные годы в прошлом. Теперь придётся выруливать самостоятельно поднимая стоимость аренды.
Не удивительно что рост аренды скажется на рентабельности работы водителя в крупных городах что с высокой долей вероятности приведёт к голосованию ногами на выход. Сомневаетесь? В Питере в декабре 2024г. как считается в самом пиковом месяце аренды площадки парков стояли полными автомобилей… Очереди за ними нет.
Что ещё?
Вам уважаемый читатель стоит понимать, цена автомобиля это ещё не все расходы для старта работы в такси если вы решили купить свой авто под такси для себя или для сдачи его в аренду как об этом писал классик Владимир Лобас в двадцатой и последней главе названной Бизнес для дураков
Помимо покупки авто, вам нужно будет ещё позаботиться о следующем:
- оформиться в качестве самозанятого или ИП в налоговой
- привести внешний вид купленной машины к требованиям регионального Закона о такси, для примера у нас в СПБ это белый кузов + светоотражательная полоса, шашки на кузов и оранжевый колпак такси на крыше
- поставить машину в реестр такси и получить на неё разрешение на оказание услуг такси
- самому встать в реестр перевозчиков такси
- получить диагностическую карту перед оформлением страховки
- сделать ОСАГО с отметкой такси
- если машина кредитная, КАСКО с отметкой такси
- и это ещё не всё, понадобится страховка ОСГОП
- придётся договариваться с кем-то и иметь путевые листы с отметкой врача и механика
- на панель приборов прикрепить карточку водителя, которая прежде называлась карточкой фрахтовщика.
Достаточно? Нет? Тогда аптечка, огнетушитель и пр. и пр. и пр. И да, вот сюда не забудьте заглянуть, в статью, в которой я в своё время описывал всё то, что нужно иметь таксисту для старта. Там есть много чего интересного к вышеперечисленному 😉 Ловите ссылку: Ровно 13 пунктов из того, что стоит приготовить новичку таксисту, собирающемуся работать с заказами Яндекс Такси.
PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверно расставил знаки препинания? Глупость в буквах автора по теме? Немедленно пишите об этом в комментариях в телеге или здесь, в Дзене! Автор должен узнать это и как можно скорее!
Полезные ссылки по теме:
- Обвал рынка, рост цен, ресурсы китайцев: эксперты Дрома про 2025 год
- Эксперты ответили, как изменятся цены на автомобили в 2025 году
- Что ждет цены на автомобили в 2025 году
- Цены на автомобили резко вырастут к Новому году. Кто их уже поднял?
- По итогам января-сентября 2024 года рынок новых автомобилей в России превысил 1 млн 341 тыс. шт.
- HAVAL-производство в Росси
-
Средневзвешенная цена нового автомобиля в 1 полугодии выросла на 14%, подержанного – на 19%
ВАЖНО: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Справочника Таксиста и даже с вашим мнением, уважаемый читатель, и это нормально потому, что мы стремимся собрать максимум взглядов водителей практиков, а читатель уже сам решит кого поддержать а кого игнорировать.
ВАЖНО: В прочитанной вами статье автор не продаёт и не навязывает Вам платные или условно-бесплатные услуги. Не продаёт курсы для таксистов. Не подключает к паркам. Не рекламирует товары для работы в такси или вообще товары или услуги. Только личный опыт автора и его личное мнение.
от редактора: Хотите присоединиться и писать в справочнике таксиста, но пока не знаете о чём писать но решительно готовы попробовать свои силы? Загляните в список из 101 самых популярных тем, возможно вам есть о чём рассказать на самом деле! Выбрали? Пишите в ватсапп, помогу стартовать в роли начинающего автора в Справочнике Таксиста +79214405025
Буду рад видеть вас в команде авторов!
Катаю Эконом в Питере. Не вхожу в 10% лучших но и в худших не бываю. Чукча не писатель, но активно изучаю тему и пробую перо на вкус и цвет. Нравится то, что пишу? Ставьте 5 звёзд статье и вам зачтётся!