Итак, час Х наступил. С 1 сентября 2023г. вступил в действие новый закон о такси. Возможно, что ряд водителей такси не теряют спокойствия и уверены, что как работали, так и будут продолжать (особенно в небольших провинциальных городках). Я имею ввиду любителей работать минуя нормативные акты. Много различных схем по обходу законных требований мне известны, да они действовали и действуют. Как работать легально или не очень выбирать только вам.
Так как я практикующий юрист, то данные схемы мы затрагивать не будем. Поэтому уважаемые таксисты решайте сами соблюдать вам нормативные требования и спать спокойно или рисковать, постоянно ожидая проблем моральных и материальных. А в статье рассмотрим изменения в законе о такси конкретно для каждого участника данной сферы деятельности.
Запускается ФГИС в которую входят информационные реестры о таксистах, компаниях-перевозчиках и службах такси. В каждом регионе их будет три:
- реестр служб заказа такси — должен содержать информацию о компании и сроке действия лицензии на услуги;
- реестр такси — должен содержать данные об автомобилях и их собственниках;
- реестр перевозчиков — будут указаны наименования компаний, Ф.И.О. ИП и самозанятых, получивших разрешения на работу в такси.
Данные в реестрах должны регулярно обновляться.
Заказы будут поступать только перевозчику и его водителям при условиях:
- информация о разрешении есть в реестре перевозчиков. При этом документ не приостановили и не аннулировали;
- сведения о ТС есть в реестре такси.
Номер записи в реестре перевозчиков необходимо разместить в салоне такси.
Доступ во ФГИС получат, например, страховые компании, ГИБДД и обычные граждане.
Что изменилось для водителей.
К перевозкам пассажиров не допустят водителей:
- с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и прочее.
- у которых более трёх неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.
- которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год.
- которые не прошли аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, а также медицинские и образовательные учреждения. Аттестацию вводят региональные власти.
Водителям предоставлен выбор: заключить трудовой договор с службой заказа или перевозчиком, зарегистрировать собственное ИП либо стать самозанятым и заключить прямой договор с агрегаторами. Во всех случаях для работы водитель такси должен иметь разрешение на перевозку пассажиров и багажа. При наличии у водителя трудового договора с перевозчиком, оформлением разрешения занимается перевозчик. И не только, перевозчик организует предрейсовое прохождение медосмотра и техосмотра.
Если разрешение получено до 1 сентября 2023 года, оно действует до окончания указанного в нем срока, но не более 5 лет. (Уже хорошо)
Водителю дополнительно необходимо будет оформить ОСАГО, по которому тарифы для таксистов намного дороже, чем для обычных водителей
У таксистов появится новый режим работы: не более 12 часов в сутки, а максимальная продолжительность рабочей недели не будет превышать 40 часов.
Что изменилось для агрегаторов.
Агрегаторы такси перестали быть просто посредниками между клиентом и водителем. В законе они прописаны как “службы заказа легкового такси”.
Эта служба должна получить разрешение на деятельность перевозчика — после этого таксопарк окажется в реестре перевозчиков – и внести парковые автомобили в реестр легкового такси.
Агрегаторы такси с новым законом несут большую ответственность за своих водителей. Теперь служба заказа будет нести субсидиарную ответственность вместе с перевозчиком если страховка ОСАГО не покрывает вред пассажиру. Солидарная ответственность действует в случае, если заказ попал перевозчику с аннулированным или отсутствующим разрешением. Также предусмотрена полная ответственность перед пассажиром за некорректные данные о том, кто будет его везти.
Если таксопарк больше 10 раз передаст заказ водителю, который не имеет права работать, то компании запретят работать.
При условии обработки службой такси ы регионе более 4 тысяч заказов в сутки, необходима регистрация региональных представительств.
И не забываем про внешний вид авто. На кузове легкового такси должны быть «шашечки» (что было и ранее). К тому же на автомобиле должен быть закреплён опознавательный фонарь оранжевого цвета. Ответственность за нарушение этих правил по КоАП никто не отменял (пока). Новый закон дал право регионам устанавливать дополнительные требования к такси, включая пресловутую аттестацию. В этом случае ответственность будет установлена региональным кодексом об административных правонарушениях.
Что изменилось для пассажира.
Пока непонятно, увеличится ли итоговая стоимость поездки для пассажира. А если увеличится то из-за закона или просто под шумок. Однако с уверенностью можно утверждать, что пассажир, пострадавший в ДТП, сможет предъявить претензии не только к водителю, но и к перевозчику.
Резюме: закон вступил в силу, но, чтобы эта махина начала работать без сбоев будут многочисленные поправки и со временем привыкнем работать по новому. Как это будет лучше или хуже покажет время.
Возможно я что-то упустил, если что, можете добавить в комментариях.
Полезные ссылки для пассажиров и водителей Яндекс Такси:
- Мама с ребёнком в рюкзачке слинге – очень опасно в машине!
- Оценки и рейтинг Яндекс такси. Частное мнение.
- Что лично мне дает высокий приоритет?
- Как и сколько оставляют чаевых в разных странах
- Как потерять рейтинг в Яндекс такси?
- Федеральный закон о такси от 29.12.2022 г. № 580-ФЗ
- Стоит ли брать заказы по доставке еды
Этот музыкальный ролик никак не связан с работой в Яндекс Такси а опубликован исключительно с целью поднять вам настроение, конечно если вы разделяете со мной музыкальные вкусы.
В г. Выборг, около которого я живу уже 2 месяца – ничего не изменилось, кроме ценника для пакса. Никто не перекрасил машины, не нарисовал шашек, не поставил фонарь.
Полагаете спустят на тормозах?