Все знают, что поблагодарить официанта чаевыми после хорошего ужина – это нормально. Но оставить их горничной после проживания в всегда чистой комнате отеля, или таксисту довёзшего вас куда надо, быстро и безопасно, додумаются немногие.
Не знаю, как у горничных, но «чаевые» таксистам обычно прилетают со словами – «Оставь сдачу» или «Оставь мелочь». Так они и копятся по 10-500 рублей за смену. В среднем от 1 до 3 тысяч в месяц. Немного лишних денег не повредит.
Я решил провести эксперимент. Попросил знакомого официанта подсчитать чаевые за месяц, я же подсчитал свои. В итоге у меня набралось 1,5 тыс., у него – больше 9 тыс. Вот такие дела…
В общем мне захотелось узнать, как там за бугром обстоят дела по части благодарностей от клиента за хорошую поездку в разных странах. Вот что узнал, думаю вам будет интересно.
США
В Америке в этом плане всё хорошо. Здесь принято давать чаевые обслуживающему персоналу. Так лакей, что помог вам донести чемодан до номера в отеле вправе рассчитывать на пару баксов или заправщик, за то, что весь бензин попал в бензобак также с высокой долей вероятности получит на чай. Величина же благодарности может быть фиксированной или же зависеть от стоимости заказа.
Просто, чтобы вы поняли, при ПЛОХОМ обслуживании тот же таксист может рассчитывать ТОЛЬКО НА 10% чаевых. Если же поездка прошла без нормально (без косяков и нареканий) вполне можно получить все 15%. За дополнительные услуги: загрузить тяжёлую сумку в багажник; или помочь занести сумки с продуктами можно получить ещё немного сверху.
P.S.
В Америке, как и в России пассажиры хотят быстрее добраться из пункта A в пункт B и поэтому не любят возиться с мелочью поэтому стоимость проезда принято до доллара. Как вы понимаете, при адекватном подходе – заработать тут не будет проблемой.
Германия
Немцы же, известные своей педантичностью и качественному подходу к делу, обычно включают 5 – 10 процентов чаевых в стоимость заказа. Клиенту нужно об этом беспокоиться, клиент изначально к этому готов… И также как в Америке стоимость поездки будет округлена до евро.
Польша
В Польше, чаевые оставлять не принятом. В польских источниках сказано, что даже мелочь «на кофе» оставляют не слишком часто. Основную часть чаевых водители получают именно с приезжих. В туристических источниках отмечают, что клиент может оставить до 10% чаевых при должном и качественном обслуживании.
Болгария
Цены на такси в Болгарии значительно дешевле, чем в других европейских странах. Но и местные не спешат расстаться со своими деньгами в благодарность таксисту. Какой из этого можно сделать вывод? Правильно! Основной источник чаевых – это опять-таки туристы. Однако, если оказать дополнительные услуги – загрузить и выгрузить вещи, помочь донести до дверей подъезда тяжелые сумки, вполне можно получить пару болгарских левов.
Китай
Восток – дело тонкое, и к чаевым у них отношение другое. Так, если вы дадите водителю на чай, он их не возьмёт. Более того, он может потребовать пассажира пересчитать сдачу, чтобы точно не взять лишнего.
Всё дело в том, что у них не только не принято давать чаевые (традиции такие), но и запрещено законом. Во всяком случае для такси. Есть некоторые профессии, что являются исключением из правил. Но точный их список не приведу, потому что они разные в разных источниках (Напишите в комментариях если знаете. Мне самому интересно стало, пока писал)
Стоит также упомянуть Гонконг. Из-за большего влияния западной культуры, в Гонконге изменилось и отношение к чаевым. Местные работяги из сферы услуг, с радостью принимают чаевые, как благодарность клиента за их труд (даже если чаевые уже включены в стоимость).
Египет
Ушлые ребята работают в Египте. С одной стороны, они чаевых не требуют и у них это не принято, с другой они спокойно могут увеличить стоимость поездки, если клиенту захотелось несколько раз остановиться (сфотографироваться, например).
Также можно договориться с самим таксистом, и он за дополнительную плату покатает вас по достопримечательностям. Стоит ли говорить, что об этой сделке агрегатор знать не будет и наличка пойдёт прямо в карман таксисту. Вот она – восточная предприимчивость.
И вот тут мне стало интересно. А почему мы так не делаем? Или делаем? Коллеги, расскажите о своем опыте гида, если имеется. У меня все попроще, я в Питере работаю и любые пара, тройка фраз для приезжих пассажиров уже воспринимается как краткая история по городу и как правило щедро оплачивается чаевыми. А у вас как?
Франция
Во франции в отличии от германии не принято включать чаевые в стоимость поездки. И пассажир сам волен решать – оставлять ему на чай или нет. Французские таксисты получают дополнительный доход чаевыми в размере 5 – 10% от стоимости поездки или путем округления цены.
В отличие от немцев, французы не включают чаевые в счет. Поэтому платить или не платить решает клиент. И не смотря на закреплённую за ними славу, романтичных, высококультурных ценителей искусства и всего прекрасного, они весьма прагматичны. Они не будут просто так разбрасываться деньгами и на чаевые от француза рассчитывать не стоит. Благо во Франции всегда было много туристов, а эти парни не любят скупиться.
Канада
В Канаде также сам клиент решает, оставлять ему чаевые или же нет. Но здесь, не оставить чаевые за хорошее обслуживание считается дурным тоном. И за жадность могут внести в чёрный список. Ведь чаевые тут являются частью зарплаты и могут доходить до 20% от стоимости заказа. Довольно здоровская система как по мне.
Интересно за Канаду? Я жил и работал до Санкт-Петербурга в Торонто. Если интересно, спрашивайте, могу рассказать по свежей памяти.
А как же Россия…
Как по мне культура оказания услуг в России до Октябрьской революции 1917 года кардинально отличается от культуры после. Ведь после введения новой налоговой политики изменилось само отношение к обслуживающему персоналу. Предоставление услуг и обслуживание клиента стало непочетным, я бы даже сказал, немного унизительным.
В СССР считалось, что нет нужды в чаевых, ведь: я работаю, у меня есть зарплата, тогда почему таксист помимо зарплаты должен получать деньги сверх своей зарплаты? Так-то оно так, только вот сервис при таком отношении страдает. И тут уж действительно «Моя машина – мои правила. Моё дело – вас довезти, и я сделаю это как считаю нужным.».
Сейчас, конечно, уже не те времена (И хорошо.), но пережитки прошлого всё-таки встречаются. При чём не только люди советской закалки, но и вполне себе молодые. Со временем водители учатся избегать «борзых» пассажиров. А водителей, которые не следят за чистотой салона, не реагируют на жалобы пассажиров и т.д. отсеивает сам агрегатор.
Лично я стараюсь предоставлять услуги максимально качественно: содержу автомобиль в идеальном состоянии, делаю химчистку два раза в месяц, держу воду, конфетки, салфетки и пр. – все это помогает получать чаевые и повышать рейтинг.
Это всё!
А пока, делитесь мнением и личным опытом по теме в комментариях. Обсудим кто что думает. Может хоть на шаг приблизимся к обществу, в котором есть культура оказания услуг и не менее важное – культура принятия услуг.
Этот материал впервые был опубликован мною на моём профильном Дзен канале Igormylnikovchannel – Работа водителем Яндекс Такси 7 октября 2022г. а здесь опубликован, в справочнике таксиста в рамках программы переноса статей из Дзена на самостоятельный ресурс.
Если у вас остались вопросы после прочтения статьи, приглашаю в комментарии, постараюсь ответить в меру сил и знаний.
Полезные ссылки для водителей и пассажиров:
- Штрафы для водителей такси в 2023 году
- 5 советов как получать больше чаевых в такси
- Закон о такси и пр. нормативные акты для водителей такси
- О рейтинге водителя такси
- В такси с детьми
- Чаевые в такси
- Сертифицированные таксопарки Яндекс Такси 2023г.
Эта запись никак не связана с работой в Яндекс Такси а опубликована исключительно с целью поднять вам настроение уважаемый читатель, конечно если вы разделяете со мной музыкальные вкусы.