Думаю, что эта марка машин знакома многим. В американских фильмах 1970-1990г.г. зрители видели именно Checker в качестве такси колесивших по улицам Нью-Йорка. Известный «Таксист», в котором Робертом Де Ниро ездил за рулем этой машины, телесериал «Друзья» где его получает в наследство один из героев. «Криминальное чтиво»- в начале фильма герой уезжает на Checker A11.
Причем, это легендарное такси в фильмах не является чем-то особенным, просто городской фон.
Как же так получилось, что немного неуклюжий, порой консервативный и старомодный, но вместительный автомобиль сумел конкурировать с машинами «Большой тройки» и продержаться на рынке автомобилестроения и такси не один десяток лет. Одним из объяснений может послужить то, что основатель Checker Motors Corporation был одновременно владельцем Checker Taxi и естественно в своем таксомоторном хозяйстве желал видеть свои же автомобили.
Но я забежала далеко вперед, а пока давайте вернемся в историю появления «большого желтого чемодана с трехрядными черными шашечками на бортах», она довольно оригинальна и заслуживает внимания.
В Америку за своей мечтой
Иммигрант из России господин Маркин прибывший в 1913 г. в Чикаго с пустыми карманами и грандиозными планами «покорить Америку», что в принципе ему и удалось. Деятельный и предприимчивый портной добился успеха на своем поприще – получив контракт на поставку формы для армии США в ходе Первой мировой войны, сколотил первый капитал.
Опять я немного опередила события. Ранее в 1910 г. еще один русский иммигрант Ломберг создал производство кузовов такси, которые в составе с прочной рамой Commonwealth Motors легли в основу такси Mogul. Ломберг в надежде на большой спрос Mogul решил увеличить мощности производства и взял заем у г-на Маркина 15 тыс. долларов. Увы, надежды не оправдались и в конце 1920г. в счет долга он передает ему свою компанию. Бывший портной переименовал бизнес в Markin Automobile Body.
Из портного в автопроизводители
Но Mogul не продавался. У Commonwealth был большой заказ от Checker Taxi, который позволил сохранить свои позиции какое-то время, но через год предприятие объявляет о банкротстве. Расчетливый Маркин хочет отхватить выгодный заказ Checker Taxi и в обмен на активы Commonwealth он предложил акции Markin Automobile Body, что было принято. В мае 1922г. произошло объединение Markin Automobile Body с Commonwealth Motors в компанию, которую он назвал Checker Cab Manufacturing Company. В это же время был разработан и нанесен на автомобиль фирменный знак – шахматная полоса. Вот он знаменательный момент рождения американского брэнда.
Первые модели коммерческого такси С и Н производились в Джолиете штат Иллинойс, имели 4-цилиндровый двигатель. Модель С-44 (1922г.) обладала мощностью 40л.с и вместимосьтю 5-7 пассажиров, Н-2 (1923г.) – 22.5л.с. и 5 пассажиров.
Вынужденный переезд
В 20-х годах прошлого столетия между двумя таксомоторными компаниями Checker Taxi и Yellow Cab была жестокая конкурентная война. В 1923г. после взрыва в доме Маркин решает перенести бизнес подальше от Чикаго в Каламазу штат Мичиган. На его предприятии уже работает почти 700 человек, довольно внушительная цифра. Ежегодно выпускается 4 тыс. Checker стоимостью почти 2,5 тыс. дол. За эти деньги покупатель получал огромный неуязвимый тихоход весом почти 2 тонны, вместимостью 6-9 человек.
После переезда в Каламазу выпускаются модели E, F и G. Все первые модели такси использовали принципы оформления Mogul. Модель Е (1924-1926) – 5-местный автомобиль, который выпускался с 3 версиями кузова: Ландау, Лимузин или родстер. Модель F (1926-1927) отличалась от Checker Е скошенным лобовым стеклом, а модель G (1927-1928) имела 6-цилиндровый двигатель.
Несмотря на обширную торговую сеть в больших городах Соединенных Штатов, основными покупателями Checker были нью-йоркские таксисты. Со дня образования брэнда по 1928 год Checker Cab продал 8019 такси разным операторам. К указанному году из 21 тыс. такси колесивших по улицам Большого яблока 8 тыс. были марки Checker.
От Checker Cab к Checker Taxi
Но г-ну Маркину было мало, он загорелся создать свою таксомоторную компанию. С 1924 г. он последовательно скупает Checker Taxi. В 1929г. – покупает Yellow Cab, хозяин которого Джон Д. Герц, не выдержал 10-летней чикагской войны с Checker Taxi. Также он приобретает 1/3 другого оператора Parmelee Transportation Company. В дальнейшем все крупные таксомоторные компании в Нью-Йорке, Питтсбурге и Миннеаполисе окажутся в руках бывшего нищего иммигранта, портного из России. Кстати, наш герой использовал стратегию Джона Д. Герца: ввел униформу для водителей, нанимал на работу чернокожих, применял единые маршрутные тарифы. И очень преуспел!
4 октября 1928г. с конвейера сошла значительно модернизированная модель К, открывшая ряд второго поколения коммерческих такси. У нее был 6-цилиндровый двигатель и колесная база 127 дюймов, гидравлические тормоза и автоматические стеклоочистители, в салоне присутствовали богатые элементы, исчезла передняя клипса от Mogul. К началу нового года выпущено и продано 960 Checker К.
В 1929 году был пик развития компании Маркина. Ежедневно с конвейера завода сходит более 20 Checker, а поток стремящихся его купить не прекращался. Преуспевающий бизнесмен делает очередной стратегический шаг: за установленную стоимость 2,5 тыс. дол. вводит столько новшеств в автомобиль, что делает его производство еще более конкурентоспособным.
Годы Великой депрессии
Но как известно после «чёрной пятницы» – биржевого краха в Нью-Йорке 25 октября 1929 года – началась Великая депрессия. Маркину повезло, что в то время его бизнес в зените успеха. Хороший доход, большой налаженный рынок продаж – обеспечили устойчивость производства.
В конце 1930г. Checker Cab продемонстрировала модель M, оснащенную более мощным двигателем и короткой колесной базой, в дополнению к седану был кузов универсал (модель MU6).
В течение всего периода кризиса он ходил по краю разорения, но были продажи за бесценок и даже прибыль, пусть небольшая, но не в минусе. На сколько можно он уменьшил затраты на производство, урезал штат. В мае 1931г. годовая прибыль Checker Cab составила всего четверть стоимости машины – 665 долларов. Для нас это ничего, но в то время, когда промышленность в стране встала, это была ПРИБЫЛЬ!
Еще один фактор благоприятствовал г-ну Маркину – его вместительный Checker облюбовали контрабандисты спиртным. После принятия сухого закона в стране не стали меньше пить и привычное просторное такси использовалось для доставки запрещенного алкоголя в нелегальные питейные лавочки.
В начале 30-х годов для поддержки малых таксомоторных компаний, которые были его основными покупателями, он организует в Нью-Йорке Ассоциацию частных таксистов. За клиентов такси была настоящая война.
Крупный монополист General Motors, поддерживая большие таксомоторные компании, вынуждает их приобретать свои машины. Бывший портной в свою очередь решает продавать новую модель Checker в рассрочку без процентов с начальным взносом 360 долларов. Машины раскупили быстро и новенькие такси Checker вновь заколесили по Нью-Йорку. Естественно были задолженности по платежам и неуплаты.
В 1932г. продажи Checker обвалились и предприятие приносило только потери. В конце года пришлось даже закрыться на какое-то время. Чтобы компания окончательно не разорилось, Маркин ввел в совет директоров новых инвесторов.
В 1933г. в результате ряда финансовых операций компания была захвачена, а Маркина вывели из совета директоров. У него оставалось всего 5% акций и он имел права на покупку 60% доли компании, которые он продает Э. Л. Корду главе корпорации Cord Corporation почти за 1млн.дл. Checker Cab вошла в состав Cord Corporation, а Маркин вновь назначен главой компании.
Вопреки всем трудностям, Checker Cab преподносит новую модель такси T, где был установлен 8-цилиндровый двигатель вместимостью до 8 пассажиров. В этом же 1933 году было произведено почти 500 грузовиков Model T.
Checker Cab предоставили возможность работать автономно, появились средства и в этом же году предприятие набирает 500 рабочих. Производство налаживается, прибыль ежегодно увеличивается.
В модель Y (1934г.) внесли ряд маркетинговых решений: регулируемое сиденье водителя, люки и стеклянные окна на крыше, расклешенные крылья, хромированную отделку. Это были 6-и 8-дверные гиганты, где можно было провозить до 9 пассажиров. И самое главное трехосная коробка передач.
Checker Y была базой для других новых версий Checker и производилась до 1939г.
Модели М, Т, Y служили модификациями Checker К.
Процветание Checker Cab
В 1936г. кризис для Checker Cab заканчивается, Маркин приобретает все акции компании и устанавливает полную власть над ней. За квартал с конвейера сходит тысяча машин.
В этом же году Комиссия по ценным бумагам и биржам начала проверку сделок с акциями Корда и Маркина, которые подняли стоимость акции Checker Cab с 7 дол. в ноябре 1935г. до 69 дол. в апреле 1936г. Для избежания судебного разбирательства Корд продает Cord Corporation, а Маркин купил долю Cord Corporation в Checker Cab и вновь самостоятельная компания выпускает такси. За период с 1929г. по 1942г., с конвейера сошло 29 260 машин.
Накануне войны в 1939г. была выпущена новая модель Checker A такси третьего поколения. В этом варианте было несколько эксклюзивных решений: крыша landaulet – когда водитель опускает крышу над пассажирами на заднем сиденье -запатентовано в 1939г., стеклянная крыша – получен патент в 1936г. При опущенной крыше для создания тени можно закрепить тент. Еще одно ноу-хау – регулировка сиденья водителя в 15 положениях, что было запатентовано в 1931г. В компании подчеркивали, что если водителю будет удобно работать, то он сможет отработать дольше и принесет больше прибыли. Также кабину водителя сделали отапливаемой, а над головой вентиляцию.
Эта модель производилась в 1939-1940г.г., в 1941г. производство было остановлено.
Вторая мировая война внесла в деятельность Checker Cab свои коррективы. Предприятие выпускало цистерны, прицепы, внедорожники, кабины для грузовиков необходимые для армий союзников. Все военные контракты не скупясь финансировало правительство, что позволило компании заработать хорошие деньги и укрепить свои позиции на рынке.
Модели послевоенного времени
После окончания войны на базе Checker A были попытки создать нечто новое не только в компании, но и на американском рынке. Приглашенными консультантами разрабатывалась модель В, как заднемоторный автомобиль напоминающий микроавтобус Volkswagen. Следующую модель они предлагали сделать максимально легкой и компактной – Checker С. Для ее реализации использовали L-образный двигатель Continental 6 с трехступенчатой коробкой передач Warner. И вообще эта модель была собрана из частей других производителей, так на тестовой машине передняя и задняя подвеска, тормоза и колеса были от Studebaker. Но тестовые испытания из-за сложности в управлении Checker С не прошла.
Следующей попыткой разработки не обычной машины в 1945г. стала разработка проекта Checker D – переднеприводной машины с поперечным двигателем размещенным перед кабиной в различных модификациях от седана до легких грузовиков.
Были подготовлены два опытных образца: седан с 5 пассажирами и такси вместимостью 7 человек. Дизайн образцов соответствовал времени, имели короткую колесную базу, 6-цилиндровый двигатель и механическую 3-х ступенчатую коробку передач.
Образцы прошли испытания, также были проверены в реальных условиях. Такси проездило с клиентами 35 000 миль и получило только положительные отзывы от водителей и от пассажиров. Седан накатав 65 000 миль в зимних условиях показал себя отлично. Но…себестоимость модели оказалась много выше предполагаемой, а издержки на ее обслуживания высоки. И работы закрылись в 1946г.
Прошло 5 лет, новая машина не выпущена и компания быстрыми темпами модифицирует Checker А – результат Checker А2 (1946г.) Она оснащена шасси и двигателя модели A, а кузовом модели D. В кабинах послевоенных моделей стоит двигатель Continental – нового поставщика двигателей. Автомобиль был внушительных размеров с дизайном соответствующим времени, богатым салоном, без стеклянной крыши и крыши landaulet
Через год выходит модель A3 разработанная не для рынка такси. Это прогулочный автомобиль с прекрасным салоном и отдельным задним багажником. Кстати, еще в ряде городов закон запрещал такси с багажником. Машина продается населению.
И в дальнейшем, после небольших доработок появились модели А4, А5 (1950г.) – увеличилась общая длина машины, окна, сиденья и решетка радиатора.
Модели А6 – для такси, А7 – для населения (1953г.), отличие от предыдущих моделей приподнятая крыша.
Checker A8, который был выпущен в 1956г, считается наиболее оптимальным из послевоенных моделей. Панели кузова крепились болтами, что облегчало замену, бамперы сделаны взаимозаменяемыми, установлены барабанные тормоза и механическая трехступенчатая коробка передач. Тяжелая решетка радиатора, одиночные фары. Двигатель, шасси и трансмиссия соответствовали своим предшественникам. И главное она соответствовала требованиям новых законов о такси Нью-Йорка – колесная база шасси у такси не должна превышать 120 дюймов (3000 мм). Первая модель с квадратным стилем, с резиновыми ковриками вместо коврового покрытия, с плоскими полами и простой приборной панелью.
Checker A8 полностью соответствовал требованиям времени. Американские амбиции и высокомерие тешили себя огромными трехтонными автомобилями с совсем не экономичным расходом топлива. К этому времени по стране открылось торговых представительств и модель A8 вышла в розничную торговлю.
Именно эта модель модифицировалась и выпускалась как А9, А10, А11, А12 до самого последнего автомобиля Checker в 1982г.
Из Checker Cab в Checker Motors Corporation
В 1958г. компания переименована в Checker Motors Corporation.
В этом же году был продемонстрирован рестайлинг A8, A9. На моделях стояли двойные фары и решетка радиатора наподобие ящика из-под яиц со встроенными габаритными фонарями.
Вскоре у Checker A9 убрали таксистское оснащение и выпустили в общую продажу как модель А10 Superba в виде четырехдверного седана и Marathon универсала (A10W). Универсалы были дороже и тяжелее седана.
В 1961г. выпущена модель А11, переоборудованная для обычного потребителя как А12 (Marathon) – новинкой были четырехъядерные фары.
На базе А12 произведен Checker Aerobus, сошедший с конвейера в 1962г., который выпускался по 1977г. Представлял собой семидверный либо девятидверный универсал (A12W) или шести-, восьмидверный седан (A12E). Короткие модели Aerobus вмещали 9 человек, длинные до 12 пассажиров плюс багаж. Использовались для трансфера от/до аэропорта. По ходу его производства двигатель становился мощнее, тормоза усиливались, карбюратор совершенствовался, и если в вариантах 1965г. скорость была 84 миль в час (135 км/ч), то в 1974г. – 99 миль в час (160 км/ч).
В 1976г. произведена последняя модель Aerobus 15 с вместимостью до 15 пассажиров.
Всего 14 модификаций произведено на базе Checker А.
В 1964г. Маркину предъявлено обвинение в противоречии антимонопольного закона, так как он одновременно и производит такси, и является крупной таксомоторной компанией, т.е заказывает автомобили сам себе.
В 1960-е годы Checker Motors Corporation выпускала 6000-7000 автомобилей в год в основном для рынка такси. В 1962 году более 8000шт. Цифры говорят сами за себя.
Конструкции Checker модифицировались редко, но все правила безопасности выполнялись: ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка, высокие подголовники на передних сиденьях и боковые габаритные огни, блокировка рычага переключения передач и каталитический нейтрализатор выбросов.
К 1970-м годам в Checker собралось множество версий машин: шасси имело отправной точкой модель А 1939г., а дизайн предшественников 1950г.
Рекламы Checker практически не было, компания делала акцент на долговечность машины – автомобиль на 200 000 миль (320 000 км), другие автопроизводители вообще не озвучивали пробег.
Время заката
Г-н Маркин ушел в мир иной в 1970г. После него акционеры так и не решились на принципиальную модернизацию знаменитой машины.
Американский авторынок стремительно развивался лишь незыблемый Checker замер. Его дизайн и сам принцип не соответствовал новому времени. Крупные производители представили рынку такси свои машины Dodge Coronet, Chevrolet Caprice, Ford Crown Victoria, которые и отодвинули этот “большой желтый чемодан”. Последний экземпляр Checker Marathon – элитный вариант такси – выделялся только шикарной отделкой салона и пуленепробиваемой перегородкой. Финансов на создание абсолютно новой машины не хватало.
В 1982г. с конвейера сошел последний Checker. Эти исключительно надежные, незамысловатые в ремонте и вместительные машины продержались на рынке такси более полувека.
После 1982г. компания была субподрядчиком, снабжая производителей автомобильными запчастями и штамповками. После всевозможных злоключений в 2009г. компания объявила о банкротстве. В июле бизнес был продан в Канаду. Президент Checker Дэвид Маркин (сын М. Маркина) заявил “Нью-Йорк Таймс”: “С этим покончено. Наша семья очень расстроена закрытием компании, но оно стало неизбежным ”
26 июля 1999г. снято с эксплуатации последнее работающее такси Checker в Нью-Йорке. Это был Checker A11 с номером 1N11 и прозвищем “Джени” выпущенный в 1978г. Он отработал 21 год, пробежал 994 972 мили (1 601 252 км) и был продан на аукционе.
Вот так закончилась история Checker – этого “желтого чемодана с шашечками на бортах”, культового нью-йоркского вместительного такси, который так прижился на улицах Большого яблока, что стал его привычным фоном – сейчас он сам история.
PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверно расставил знаки препинания? Глупость в буквах автора по теме? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!
Полезные ссылки для пассажиров и водителей Яндекс Такси:
- «Я таксер, я мастер, я летаю…» Поговорим на языке советских таксистов.
- Работа в такси в эпоху перемен
- А как оно было в такси двадцать лет назад?
- Полный словарь жаргона, сленга водителей Такси
- ЖЁЛТЫЕ КОРОЛИ
ВАЖНО: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Справочника Таксиста и даже с вашим мнением, уважаемый читатель, и это нормально потому, что мы стремимся собрать максимум взглядов водителей практиков, а читатель уже сам решит кого поддержать а кого игнорировать.
ВАЖНО: В прочитанной вами статье автор не продаёт и не навязывает Вам платные или условно-бесплатные услуги. Не продаёт курсы для таксистов. Не подключает к паркам. Не рекламирует товары для работы в такси или вообще товары или услуги. Только личный опыт автора и его личное мнение.
от редактора: Хотите присоединиться и писать в справочнике таксиста, но пока не знаете о чём писать но решительно готовы попробовать свои силы? Загляните в список из 101 самых популярных тем, возможно вам есть о чём рассказать на самом деле! Выбрали? Пишите в ватсапп, помогу стартовать в роли начинающего автора в Справочнике Таксиста +79214405025 А если Вы уже не молоды и работаете в такси долгие, долгие годы и можете рассказать о такси в вашем городе, для нас вы самый ценный человек! Посмотрите например ваша история может быть вот такой, как здесь например в Санкт-Петербурге
Буду рад видеть вас в команде!
Я — Галина, работаю водителем такси в Казани почти 2 года. Причины, которые привели меня в такси не оригинальны. Начну сначала. Окончила филфак местного универа, проработала несколько лет в школе (русский язык и литература) и поняла, что — это не мое. За это время вышла замуж, появились дети, ну и все как у всех — ипотека, кредиты на мебель, расходы на детей и прочие бытовые “мелочи”, денег не хватало. Муж работал в п/я и подрабатывал в Яндекс Такси. Авантюризм в крови у меня был похоже с рождения и в один прекрасный момент он сработал. Если муж таксует, почему я не могу…
Занимательная история. Аво настоящие стальные танки по сравнению с сегодняшней кучи пластмассы. Если сравнивать с советскими авто то подходят только победа, волга 21 и пожалуй ЗИМ и ЗИЛ.