Таксисты в ожидании чуда: почему надежда заменяет реальность

Про светлое будущее

У меня есть любимый анекдот в тему: встречаются двое, оптимист и пессимист. Пессимист таксист рвёт на груди футболку и кричит навзрыд, хуже не бывает! А я, оптимист отвечаю, бывает бывает! Ты только подожди немного и убедишься в этом!

Вера в светлое завтра

Если верить опросу ФОМ «Динамика материального положения», россияне живут в странном парадоксе. Чем тяжелее сегодняшний день, тем ярче им видится завтрашний. Странно да?

Получается удивительная конструкция надежды: ухудшение в жизни почувствовали 23 процента водителей таксистов, но лишь 18 процентов из 100 опрошенных понимают, что станет еще хуже. Улучшение в жизни подтвердили только 8 процентов из опрошенных, но зато 25 процентов уже готовы верить в скорый подъем и улучшение в жизни.

Думаю, что если бы прогнозы людей строились на опыте, оптимистов было бы втрое меньше. Не понимаю почему, но у таксистов какой-то свой психологический навигатор. IMHO это не просто статистическая аномалия, это симптом глубокой социальной адаптации через отрицание реальности. Согласны? Поговорим об этом?

Реальность с пробками

Я всё чаще замечаю одну закономерность, таксисты, с кем ни поговори, в Москве, в Самаре, в Новосибирске, выработали свои способы не сойти с ума от тревоги. Каждый по-своему, но суть у всех похожа.

Первое, что я вижу, это адаптивное отрицание. Когда день не задался, пассажир нахамил, смена провалилась, бензин подорожал, бонусы не выплатил агрегатор, рейтинг понизили “ни за что” –  водитель просто убеждает себя: «Сегодня неудачный дель, завтра точно повезет». Иногда случается чудо и действительно везет. Но невозможно строить работу опираясь лишь на везение. Самообман не работает. Он не защитит. В итоге мозг не выдерживает постоянно растущего давления, и… И находит новое оправдание и мнимую надежду.

Второе, это информационный пузырь. Согласитесь, мы все живем внутри своих каналов, чатов, уведомлений, сообщений и пр. Кто-то полагается на лихой заработок от новой цели агрегатора, кто-то ждёт от агрегатора новые ставки в своём тарифе, а кто-то просто прячется от жизни и не хочет видеть реальность такой, какова она есть. Признать, что плохо будет, значит признать, реальность в которой у водителя будущего нет. Понимаю, это практически невозможно принять, гораздо проще поверить в чудо, что еще немного, ещё чуть чуть и все наладится.

И третье – накопленная усталость от тревоги, (см. мою статью о профессиональном выгорании) когда ты каждый день в дороге, с отменой заказов, с неоплаченными поездками, рухнувшем рейтингом, нахамившим водителем с которым не удалось разъехаться во дворе миром, короче в ежедневном между молотом и наковальней. Так вот в какой-то момент отключаешься от принятия действительности и начинаешь верить в лучшее лишь потому, что тревожиться и держать удар больше нет сил.

NB Из года в год твержу одно и тоже: агрегатор, тебе нужно создать систему дистанционной психологической оценки водителей и начать индивидуально работать с каждым пока не поздно ибо те, кто вылетает из обоймы, обратно уже не вернутся. Хотя именно ни прошли уже огнь, воду и медные трубы и ценность их опыта велика. Можно было бы вложиться в работу с каждым из них и сохранить таким образом этих профессионалов на линии.

Когда вера подменяет обратную связь

Не скажу за себя, но для тех таксистов, с кем говорил такая защита с их слов помогает. Но если держаться за нее слишком долго, можно не заметить, что уже плывешь по течению. Что это значит? Это нарастающий разрыв между ожиданиями и реальностью, и когда та самая четверть оптимистов снова не увидят ожидаемых перемен, у них наступает апатия. Нет, уже не протест, не злость, не стремление что-либо делать а просто тишина. Придёт осознание: обманули себя сами, сами и виноваты. Так водители перебираются в режим выученной беспомощности, с утратой веры в возможность изменений вообще. Знакомо?

Для агрегаторов такси и властей эта тишина не менее опасна. Пока водители всё ещё утешают себя надеждами, существующая система выглядит вполне себе устойчивой и генерит профит для акционеров и как-то функционирует. Но в это время под в душах таксистов продолжает накапливаться усталость. И когда 23 процента таксистов реально беднеют, а признаются самим себе в этом только 18 процентов… Да, со стороны всё выглядит стабильным, но что в это время в душах людей? Выгорание? Невысказанное недовольство?

Именно так рождается иллюзия равновесия в системе отношений пассажир – агрегатор – водитель такси. Проблемы водителей не доходят до агрегатора, пассажирам на проблемы водителей плевать, и именно в этот момент отрасль теряет способность к самокоррекции. НЕ согласны? Напишите мне что я не прав в комментариях.

Светлое завтра не навсегда

Массовое отрицание реальности водителями не признак силы, это реальный симптом истощения массы водителей. Таксисты, как и многие другие люди работающие в других отраслях, верят в светлое завтра, потому что мрачное сегодня кажется уже невыносимым. Кто не знал, я открою вам глаза: у любой надежды есть срок годности. После нескольких циклов ожидания и разочарования на место оптимизма и веры в светлое будущее приходит Цинизм. Или, в лучшем случае для агрегатора и пассажиров – массовый уход из профессии.

Пока же мы с вами продолжаем верить, что буквально вот-вот всё изменится. Главное не смотреть в зеркало заднего вида слишком часто.

лучше не смотреть назад
лучше не смотреть назад…

Ну что, нагнал жути? Если да… Движемся дальше.

Что делать, если узнал себя

Если ты поймал себя на том, что живешь в ожидании улучшений, а не в реальности, попробуй начать с малого. Ниже не советы из книжки по психологии, а простые шаги, которые помогают оставаться на плаву.

Смотри на цифры, а не на ощущения

Записывай ежедневный доход из таксометра, пробег из одометра, расходы и чистый доход. Через пару недель цифры покажут правду без самообмана. С чем сравнить для понимания картины? У Алексея есть отличная статья по теме, советую заглянуть: Доходы за май 2024 vs доходы за май 2025 в такси по Санкт-Петербургу

Не живи в изоляции

Разговаривай с коллегами, можно в нашем чате таксистов например. Но только не жалуйся чтобы не выглядеть бледно. Это уже первый шаг к осознанности и пониманию что ты не один.

Разделяй то, что зависит от тебя, и то, что нет

Ты не можешь контролировать тарифы агрегатора или пробки на дороге, согласен? Но можешь управлять своим режимом работы например.  Сном, периодичностью питания, информационными потокам исключая токсичные. Градусом и качеством общением с пассажирами. Фокусируй энергию туда, где есть результат.

Меняй формат, когда чувствуешь тупик

Если семейный бюджет позволяет, достаточно взять несколько дней паузы для переосмыслить что делать. В итоге я знаю тех, кто после этого усиливает свою работу с постоянными клиентами, или уходит на подработку в другую сферу, а кто-то пробует небольшой личный проект. Главное не застревать в ожидании “чуда” и пробовать разные рабочие варианты. Но заранее хочу предупредить: не стоит ходить в темы, в которых не разбираешься, чревато потерями.

Следи за внутренним состоянием

Выгорание подкрадывается незаметно. Если чувствуешь постоянное раздражение или апатию, попробуй снизить нагрузку и выделить в день хотя бы один час только для себя. А ещё лучше, прочти статью о выгорании, ссылка в начале абзаца.

Помни, надежда не стратегия

Верить в лучшее можно, но важно подкреплять это действиями. Даже маленькие шаги к стабильности дают больше, чем долгие разговоры о том, что «все скоро наладится».

Вот такие несложные 6 шагов. И да,  заранее должен предупредить, это рекомендация, но не гарантия того, что лично у тебя что-то изменится в жизни. Почему я так говорю? Да потому, что я не знаю состояния твоих дел. Без погружения и персональной работы говорить о результате сложно. Исходя из этого, либо самостоятельно, либо с моей помощью. Одно из двух.

Нет, не могу промолчать!

В комментариях в Дзене, или в чате таксистов периодически появляются люди из секты амортизации. Каждый раз, очередной герой толкает идею, смысл которой: нужно считать амортизацию автомобиля.

Но.

Когда задаю в ответ вопросы: зачем мне лично это нужно? И в чём конкретно цель тех, кто пропагандирует это новомодное религиозное течение нет ничего внятного. Но как всегда, дьявол кроется в деталях… Я обратил внимание вот на что, почти каждый из них работает на арендованной машине и убеждает меня бросить работу на моём полностью легальном Логане в пользу аренды. Как в той старой шутке: жену отдай дяде а сам иди к бляди…

К чему это здесь спросишь ты 😉 Да к тому, что у каждого в голове свои тараканы. Не могу сказать за всех или кого-то конкретно, скажу за себя. У меня сейчас есть основная работа но от подработки в такси я не готов отказываться. Хочу оставаться практикующим водителем а не теоретиком. И при этом внимательно наблюдаю за другими вариантами работы с уклоном помощи водителям, стоящими перед выбором, что делать дальше.

И в персональной работе с водителями настаиваю на том, что каждый должен сам принять решение выбирая из возможных вариантов. Как поступать. Никто не должен тянуть тебя за рукав и требовать поступать только определённым образом. А вот дать несколько вариантов для выбора – это самое то!

Вот на этом на сегодня остановлюсь и опубликую этот текст. Остались вопросы? Пишите!


upd 21.10.2025г.

комментарий оптимиста
комментарий оптимиста

Смотрите, в чате таксистов водитель работающий в Санкт-Петербурге убеждает себя в том, что его доходы растут из года в год и у него всё хорошо. Узнаёте? Да, да. Это тот самый метод убеждения себя что всё хорошо а завтра будет ещё лучше а не возможная, традиционная война Европы против России когда раз в 100 лет те приходят в попытке захватить ресурсы России.

Но цифры то совсем иные. Я показал в чате Вячеславу график покупательной способности рубля, могу и вам показать, смотрите

график покупательная способность рубля 2020-20225г.
график покупательная способность рубля 2020-20225г.

Надеюсь всё понятно? Если нет, пишите в комментарии, обсудим 🙂

PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверные цифры? Недостаточно раскрыта тема? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!

telegram канал Справочника Таксиста
telegram канал Справочника Таксиста

Ссылки по теме:

О мотивации водителей Яндекс Такси глазами водителя такси

Успехи и провалы Яндекс Такси

Хамство и снобизм пассажиров, история и пути перемен от прошлого к сегодняшнему дню

Появятся ли на линии новые водители такси этой осенью?

Что делать в Яндекс такси опытным водителям?

Таксисты против пассажиров: кто виноват и что делать?

Три года за рулем в такси, что делать таксисту дальше?

ТОП-30 претензий таксистов к Яндекс Такси

ВАЖНО: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Справочника Таксиста и даже с вашим мнением, уважаемый читатель, и это нормально потому, что мы стремимся собрать максимум взглядов водителей практиков, а читатель уже сам решит кого поддержать а кого игнорировать.

 

Насколько звёзд оцените?

Нажмите на звезды, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 257

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Комментарии: 0