У меня есть любимый анекдот в тему: встречаются двое, оптимист и пессимист. Пессимист таксист рвёт на груди футболку и кричит навзрыд, хуже не бывает! А я, оптимист отвечаю, бывает бывает! Ты только подожди немного и убедишься в этом!
- Вера в светлое завтра
- Реальность с пробками
- Когда вера подменяет обратную связь
- Светлое завтра не навсегда
- Что делать, если узнал себя
- Смотри на цифры, а не на ощущения
- Не живи в изоляции
- Разделяй то, что зависит от тебя, и то, что нет
- Меняй формат, когда чувствуешь тупик
- Следи за внутренним состоянием
- Помни, надежда не стратегия
- Нет, не могу промолчать!
Вера в светлое завтра
Если верить опросу ФОМ «Динамика материального положения», россияне живут в странном парадоксе. Чем тяжелее сегодняшний день, тем ярче им видится завтрашний. Странно да?
Получается удивительная конструкция надежды: ухудшение в жизни почувствовали 23 процента водителей таксистов, но лишь 18 процентов из 100 опрошенных понимают, что станет еще хуже. Улучшение в жизни подтвердили только 8 процентов из опрошенных, но зато 25 процентов уже готовы верить в скорый подъем и улучшение в жизни.
Думаю, что если бы прогнозы людей строились на опыте, оптимистов было бы втрое меньше. Не понимаю почему, но у таксистов какой-то свой психологический навигатор. IMHO это не просто статистическая аномалия, это симптом глубокой социальной адаптации через отрицание реальности. Согласны? Поговорим об этом?
Реальность с пробками
Я всё чаще замечаю одну закономерность, таксисты, с кем ни поговори, в Москве, в Самаре, в Новосибирске, выработали свои способы не сойти с ума от тревоги. Каждый по-своему, но суть у всех похожа.
Первое, что я вижу, это адаптивное отрицание. Когда день не задался, пассажир нахамил, смена провалилась, бензин подорожал, бонусы не выплатил агрегатор, рейтинг понизили “ни за что” – водитель просто убеждает себя: «Сегодня неудачный дель, завтра точно повезет». Иногда случается чудо и действительно везет. Но невозможно строить работу опираясь лишь на везение. Самообман не работает. Он не защитит. В итоге мозг не выдерживает постоянно растущего давления, и… И находит новое оправдание и мнимую надежду.
Второе, это информационный пузырь. Согласитесь, мы все живем внутри своих каналов, чатов, уведомлений, сообщений и пр. Кто-то полагается на лихой заработок от новой цели агрегатора, кто-то ждёт от агрегатора новые ставки в своём тарифе, а кто-то просто прячется от жизни и не хочет видеть реальность такой, какова она есть. Признать, что плохо будет, значит признать, реальность в которой у водителя будущего нет. Понимаю, это практически невозможно принять, гораздо проще поверить в чудо, что еще немного, ещё чуть чуть и все наладится.
И третье – накопленная усталость от тревоги, (см. мою статью о профессиональном выгорании) когда ты каждый день в дороге, с отменой заказов, с неоплаченными поездками, рухнувшем рейтингом, нахамившим водителем с которым не удалось разъехаться во дворе миром, короче в ежедневном между молотом и наковальней. Так вот в какой-то момент отключаешься от принятия действительности и начинаешь верить в лучшее лишь потому, что тревожиться и держать удар больше нет сил.
NB Из года в год твержу одно и тоже: агрегатор, тебе нужно создать систему дистанционной психологической оценки водителей и начать индивидуально работать с каждым пока не поздно ибо те, кто вылетает из обоймы, обратно уже не вернутся. Хотя именно ни прошли уже огнь, воду и медные трубы и ценность их опыта велика. Можно было бы вложиться в работу с каждым из них и сохранить таким образом этих профессионалов на линии.
Когда вера подменяет обратную связь
Не скажу за себя, но для тех таксистов, с кем говорил такая защита с их слов помогает. Но если держаться за нее слишком долго, можно не заметить, что уже плывешь по течению. Что это значит? Это нарастающий разрыв между ожиданиями и реальностью, и когда та самая четверть оптимистов снова не увидят ожидаемых перемен, у них наступает апатия. Нет, уже не протест, не злость, не стремление что-либо делать а просто тишина. Придёт осознание: обманули себя сами, сами и виноваты. Так водители перебираются в режим выученной беспомощности, с утратой веры в возможность изменений вообще. Знакомо?
Для агрегаторов такси и властей эта тишина не менее опасна. Пока водители всё ещё утешают себя надеждами, существующая система выглядит вполне себе устойчивой и генерит профит для акционеров и как-то функционирует. Но в это время под в душах таксистов продолжает накапливаться усталость. И когда 23 процента таксистов реально беднеют, а признаются самим себе в этом только 18 процентов… Да, со стороны всё выглядит стабильным, но что в это время в душах людей? Выгорание? Невысказанное недовольство?
Именно так рождается иллюзия равновесия в системе отношений пассажир – агрегатор – водитель такси. Проблемы водителей не доходят до агрегатора, пассажирам на проблемы водителей плевать, и именно в этот момент отрасль теряет способность к самокоррекции. НЕ согласны? Напишите мне что я не прав в комментариях.
Светлое завтра не навсегда
Массовое отрицание реальности водителями не признак силы, это реальный симптом истощения массы водителей. Таксисты, как и многие другие люди работающие в других отраслях, верят в светлое завтра, потому что мрачное сегодня кажется уже невыносимым. Кто не знал, я открою вам глаза: у любой надежды есть срок годности. После нескольких циклов ожидания и разочарования на место оптимизма и веры в светлое будущее приходит Цинизм. Или, в лучшем случае для агрегатора и пассажиров – массовый уход из профессии.
Пока же мы с вами продолжаем верить, что буквально вот-вот всё изменится. Главное не смотреть в зеркало заднего вида слишком часто.

Ну что, нагнал жути? Если да… Движемся дальше.
Что делать, если узнал себя
Если ты поймал себя на том, что живешь в ожидании улучшений, а не в реальности, попробуй начать с малого. Ниже не советы из книжки по психологии, а простые шаги, которые помогают оставаться на плаву.
Смотри на цифры, а не на ощущения
Записывай ежедневный доход из таксометра, пробег из одометра, расходы и чистый доход. Через пару недель цифры покажут правду без самообмана. С чем сравнить для понимания картины? У Алексея есть отличная статья по теме, советую заглянуть: Доходы за май 2024 vs доходы за май 2025 в такси по Санкт-Петербургу
Не живи в изоляции
Разговаривай с коллегами, можно в нашем чате таксистов например. Но только не жалуйся чтобы не выглядеть бледно. Это уже первый шаг к осознанности и пониманию что ты не один.
Разделяй то, что зависит от тебя, и то, что нет
Ты не можешь контролировать тарифы агрегатора или пробки на дороге, согласен? Но можешь управлять своим режимом работы например. Сном, периодичностью питания, информационными потокам исключая токсичные. Градусом и качеством общением с пассажирами. Фокусируй энергию туда, где есть результат.
Меняй формат, когда чувствуешь тупик
Если семейный бюджет позволяет, достаточно взять несколько дней паузы для переосмыслить что делать. В итоге я знаю тех, кто после этого усиливает свою работу с постоянными клиентами, или уходит на подработку в другую сферу, а кто-то пробует небольшой личный проект. Главное не застревать в ожидании “чуда” и пробовать разные рабочие варианты. Но заранее хочу предупредить: не стоит ходить в темы, в которых не разбираешься, чревато потерями.
Следи за внутренним состоянием
Выгорание подкрадывается незаметно. Если чувствуешь постоянное раздражение или апатию, попробуй снизить нагрузку и выделить в день хотя бы один час только для себя. А ещё лучше, прочти статью о выгорании, ссылка в начале абзаца.
Помни, надежда не стратегия
Верить в лучшее можно, но важно подкреплять это действиями. Даже маленькие шаги к стабильности дают больше, чем долгие разговоры о том, что «все скоро наладится».
Вот такие несложные 6 шагов. И да, заранее должен предупредить, это рекомендация, но не гарантия того, что лично у тебя что-то изменится в жизни. Почему я так говорю? Да потому, что я не знаю состояния твоих дел. Без погружения и персональной работы говорить о результате сложно. Исходя из этого, либо самостоятельно, либо с моей помощью. Одно из двух.
Нет, не могу промолчать!
В комментариях в Дзене, или в чате таксистов периодически появляются люди из секты амортизации. Каждый раз, очередной герой толкает идею, смысл которой: нужно считать амортизацию автомобиля.
Но.
Когда задаю в ответ вопросы: зачем мне лично это нужно? И в чём конкретно цель тех, кто пропагандирует это новомодное религиозное течение нет ничего внятного. Но как всегда, дьявол кроется в деталях… Я обратил внимание вот на что, почти каждый из них работает на арендованной машине и убеждает меня бросить работу на моём полностью легальном Логане в пользу аренды. Как в той старой шутке: жену отдай дяде а сам иди к бляди…
К чему это здесь спросишь ты 😉 Да к тому, что у каждого в голове свои тараканы. Не могу сказать за всех или кого-то конкретно, скажу за себя. У меня сейчас есть основная работа но от подработки в такси я не готов отказываться. Хочу оставаться практикующим водителем а не теоретиком. И при этом внимательно наблюдаю за другими вариантами работы с уклоном помощи водителям, стоящими перед выбором, что делать дальше.
И в персональной работе с водителями настаиваю на том, что каждый должен сам принять решение выбирая из возможных вариантов. Как поступать. Никто не должен тянуть тебя за рукав и требовать поступать только определённым образом. А вот дать несколько вариантов для выбора – это самое то!
Вот на этом на сегодня остановлюсь и опубликую этот текст. Остались вопросы? Пишите!
upd 21.10.2025г.

Смотрите, в чате таксистов водитель работающий в Санкт-Петербурге убеждает себя в том, что его доходы растут из года в год и у него всё хорошо. Узнаёте? Да, да. Это тот самый метод убеждения себя что всё хорошо а завтра будет ещё лучше а не возможная, традиционная война Европы против России когда раз в 100 лет те приходят в попытке захватить ресурсы России.
Но цифры то совсем иные. Я показал в чате Вячеславу график покупательной способности рубля, могу и вам показать, смотрите

Надеюсь всё понятно? Если нет, пишите в комментарии, обсудим 🙂
PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверные цифры? Недостаточно раскрыта тема? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!

Ссылки по теме:
О мотивации водителей Яндекс Такси глазами водителя такси
Хамство и снобизм пассажиров, история и пути перемен от прошлого к сегодняшнему дню
Появятся ли на линии новые водители такси этой осенью?
Что делать в Яндекс такси опытным водителям?
Таксисты против пассажиров: кто виноват и что делать?
Три года за рулем в такси, что делать таксисту дальше?
ТОП-30 претензий таксистов к Яндекс Такси
ВАЖНО: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Справочника Таксиста и даже с вашим мнением, уважаемый читатель, и это нормально потому, что мы стремимся собрать максимум взглядов водителей практиков, а читатель уже сам решит кого поддержать а кого игнорировать.