Всем привет! Админ часто просит меня написать «заказную» статью. Нет, заказную, не в том плане, что бы что то пропиарить или высказать негативное мнение, а в том смысле, что бы услышать моё мнение на определённую тему. Я, как правило, отбрыкиваюсь от этого. Но, темы, которые он хочет увидеть, весьма актуальны. Возьмём, для примера новый тариф Яндекса «Везет (Лоукостер)». Когда о нем объявил Яндекс, я был не готов высказать свое мнение. Сейчас, вроде как, и готов. Вот только: оно будет неполным, если я не прокомментирую «Антологию технологий Яндекс такси», которую сам Яндекс запустил на Ютубе еще год назад я, в одном из своих постов, предлагал вам это посмотреть, и, пообещал, когда-нибудь, их разобрать. Наверное, настало время. Что же, поехали!
Итак, «Антология технологий Яндекс такси» с комментариями, с точки зрения рядового водителя. На всех их роликах мы заморачиваться не будем. Но, вот их, самый «интересный», разберём! Это нам понадобится для понимания дальнейшей ситуации, моих взглядов на всю эту «богадельню», и, их отношение к водителям и пассажирам.
Первое, о чем идёт речь, так это о стоимости поездки. Яндекс озвучил формулу:
тариф * (умножить) спрос – (минус) оптимизация = (равно) цена.
Тариф и спрос я понять могу. А что такое оптимизация? И почему она минусуется? Ниже будет этому объяснение.
А, вот теперь посмотрите на менеджеров, которые нам об этом рассказывают! Девочка Полина и мальчик Юра. На вид – обоим не более 30 лет! Сразу вопрос: «подростки», которые еще жизни не нюхали, способны что-то создать в реалиях? Вопрос риторический! Они, наверное, да, не наверное, а я даже, в этом не сомневаюсь – очень крутые айтишники! Но, где жизненный опыт?! Далее «мальчик» Дима подключается. Этот, явно постарше! Но, возраст, не показатель жизненного опыта! А, там, еще, и другие подключатся к рассказу.
Спрос пропустим, к оптимизации вернёмся ниже, пока о тарифе. А почему он разный в городах нашей страны? Хотя, по их логике, он должен быть везде одинаковым! Они, тут же, пытаются объяснить – главное, что бы вам на содержание машины хватало! Во, как! И, очень хороший пример приводят! Тариф «бизнес», в Краснодаре-20 руб/км (годичная давность данного ролика). Из них: 6 рублей бензин, 6 рублей амортизация, 4 рубля страховка, 1 рубль налоги, 0,5 рублей на мойку, оставшееся – прочие расходы! А что водителю остаётся?! Только за минуты в пути! И, они это не скрывают!
Давайте-ка, из их реалий, попробуем пересчитать стоимость бензина а экономе, в Питере, на один километр пути (тариф 9руб/км). Сразу 4,5-5 рублей улетает только на топливо! Я восхищён!!! Где ваша пропорция, исходя из вашего же примера? Амортизация, в контексте удорожания машин, по-моему, уже и вовсе не учитывается! Остальное? Тут, уже, просто: остаются только матерные слова! Однако, они пытаются поставить себе в заслугу стоимость минуты: мы молодцы, той же зимой, водитель тратит больше времени на километр в пути, а значит больше зарабатывает. И, ответ на выше поставленный вопрос получаем: уровень жизни в условном Пятигорске ниже, чем в Москве. А, следовательно, в, последней, минута дороже (а почему километр дороже, согласно вашей же логике – должно быть одинаково?). Водитель в Пятигорске, априори, по их мнению, должен зарабатывать меньше водителя в Москве.
А, почему?
Дальше, еще интересней! Следующее заявление: минималка – это затраты на стоимость подачи! А везу я пассажиров, в такой ситуации, за свой счёт?
Про доплаты за разные опции мне впаривать начинают. О них, теперь уже, просто можно забыть и, дружно посмеяться! То же детское кресло…. Загляните в Яндекс Go: детский равен эконому! А хлопот и забот, потраченное время? Нет, теперь это не учитывается! Мне, на прошлой неделе, понравилось сообщение от Яндекса – скидка в ЯМаркете на детские кресла: 1 сентября на носу, заказов будет больше. А как мне затраты на его покупку отбить? А ни как! Но ты, главное, купи и начни катать данный тариф, ведь заказов будет больше! Да, не будет их больше! Их только меньше станет: Яндекс до последнего будет вас сдерживать от прочих заказов – а вдруг, кто-то, детский закажет!
Мальчик Саша подключается. Начинает втирать мне про «эластичность» спроса. А вы знаете, что это такое? На деле, все просто: изменение спроса на фоне цены. И, вот, он мне рассказывает, что если поднять базовый тариф, то люди откажутся от такси. А у меня, бедного и несчастного, увеличится холостой пробег и упадёт заработок. Да, и вообще, я пойду другую работу искать. Ни чего странного не замечаете? А кефы Яндекса? По факту, в большинстве случаев, цена выросла (за счёт тех самых кэфов, но не тарифа). И что изменилось? Вы стали меньше заказов получать? Или ваш заработок упал? Нет, наверное, у вас холостой пробег увеличился! А, нет, все как было, так и есть. Так, может быть базовый тариф привести в норму, а кефы подрезать? Ну, кэфы, вы уже подрезали, и, похоже, не раз! А значит не все так здорово и замечательно у вас.
Насчёт кэфы подрезать…. Понимаю, что мнение не популярное. Однако, сейчас на рынок такси, пытается войти еще один агрегатор. Так в нем ценник согласуют с водителями в каждом регионе. И, вот что интересно: базовый тариф у них повыше Яндекса, а, вот, максимальный кэф не превышает 2.
Дима вернулся. Рассказывает мне, что они заботятся о водителе и пекутся, о его заработке. Ну, конечно же – чем больше заработает водитель, тем больше доход компании. В этом он прав! Вот только добиваются этого, они, большим количеством дешевых поездок! Вот она, «заточенность» Яндекса – главный показатель, это вывоз!
Артем нарисовался и, рассказывает о повышенном спросе. Тут не поспоришь, вроде, как и правильно говорит. И, повышенный спрос отображается в приложении. Однако…. Про то, как он криво отображается, я уже писал. А, вот кэф, в данной ситуации, вызывает вопросы. В чем это заключается?
По словам Артема: отсеется часть пассажиров. Как бы не так! При вашем ценнике, мне совершенно все равно: ехать две остановки до метро за 150руб или за 200руб. Иными словами: я считаю, что алгоритмы динамического кэфа в Яндексе не совсем правильные.
Подключается Сергей (на вид лет 20!)))) и начинает рассказывать о ПИД-регуляторе. Это та самая штука, которая кэф вычисляет. Тут все банально, с одной стороны. С другой стороны, будет вопрос к водителям: вы готовы к холостому пробегу, в условные 14 км, лишь бы добраться до зоны повышенных кэфов, получить минималку, пусть и по двойному ценнику? Я нет, я лучше 10 минут покурю, и получу ту же минималку, когда кеф, в данном месте подрастет до 1,5. Мне тут, еще, пытаются объяснить, что увеличение цены на 1%, для конкретного человека роли не сыграет, а вот для компании, в целом, это потеря прибыли. Что то, как то, одно с другим не сочетается!
А вот мы и до оптимизации добрались! А это, и есть скидки пассажирам, зачастую, за счёт водителя! Почему водителя, а не сервиса? Сейчас Полина нам об этом расскажет! Речь, естественно, в первую очередь, пойдёт о времени в пути. И, мне очень интересно, с какого перепуга, они оценили мои 5 рабочих минут в 25 рублей? То есть, за нормальный рабочий день (год назад) я должен заработать 2400 рублей.
Интересно: это до вычета затрат или после?
Ребята, вы ни как не хотите понимать, что мне, зачастую, выгоднее 10-15мин постоять без заказа, чем вам вывоз обеспечивать! Однако, вот она и заикнулась, о количестве заказов за рабочее время, при этом о качестве заказов она скромно умалчивает.
Далее нам рассказывают: как это здорово, для водителя сделать скидку в 20% за тарифы «немного подождать» и «вместе» (карпулинг). Но, если вернуться к их 25 рублям за 5 минут…. Это, как раз время подачи, а вот какой километраж вы проедите на заказе, и, в какую сумму скидки вам эти 5 минут обернуться? Об этом – молчок! Во втором случае, как правило, это наоборот, значительно больше потраченного времени (чуть ниже).
Но сейчас Дима скажет нам фразу, которая должна стать «народной мудростью»!))) «Не правильно мыслить стоимостью заказов, правильно мыслить ДЕНЬГАМИ за час». Вот он молодец, какой! Он считает, что я считать не умею! Что я мыслю не теми категориями!
Дима, ты, этой фразой, сказал другое: «вы все неучи, математику в школе не учили, ваше дело катать все без разбора, а вот мы, тут…»! Слов, просто, нет!!! И хороший пример приводят: две поездки – 39 мин, одна «вместе» – 15 мин. Скажите мне те, кто катает данный тариф: вы с такой поездкой в 15 мин когда-нибудь укладывались (ну если эту «шнягу» катаете)?
Смех разбирает!
Дима продолжает о том, что они отслеживают заработок водителя в час. Тут и сомневаться не приходится! Про выравнивание часового заработка, я смолчу. Мне кажется, что это все на себе прочувствовали.
Полина, опять проговорилась! Получасовые подачи она считает вполне приемлемыми! Это шутка? О режимах «по делам» и «домой» она правильно сказала. Но, как эти режимы работают по факту…. Думаю, объяснять вам не надо!
О «моем районе» и «проводнике» нам Дима расскажет. Вот только, в первом случае, он скромно умолчит о повышенной комиссии. А во втором, он не скажет, на что это направлено. А направлено это только на то, что бы сбить кэф или перераспределить его в сторону уменьшения, но ни как не на заработок водителя. А вы заметили, что сейчас проводник стал приходить и предлагать вам переехать, даже если вы в зоне кефов находитесь? Да и заказ по пути, тебе, в такой ситуации найдут по зеленке и, совсем в другую сторону.)))
Яндекс не скрывает, для чего нужны бонусы (лужи, в данном вопросе) Цепочка простая: Бонус – Больше водителей – Снижение цены – Больше заказов – Больше денег сервису. Артем, по этому поводу хорошо сказал: «Дешевле поездка – больше поездок – больше водитель заработает». Верите ему? Он сам смеялся, когда это говорил!
Полина вешает нам лапшу на уши, на тему подач и маршруторизации. Последняя не оптимальна, и этому есть объяснение: алгоритм, это бездушная «машина», а не мозг человека. А вот подачи? Да что тут сказать: откройте приложение для пассажиров – там сами все увидите и поймете. Дорожный граф, на который они ссылаются, по-моему, и яйца выеденного не стоит. Так они же еще и Буферный диспатч разработали. О нем нам рассказал новый персонаж – Олечка. Вы только взгляните на нее, там совсем еще ребенок! В итоге, время подачи для водителя только увеличилось. И, это ни как не связанно с количеством водителей на линии. Это, опять же связано только с максимальным вывозом!
А время поиска машины в клиентском приложении? Тут Яндекс прямо говорит, если поблизости нет машин, мы будем ее искать очень долго. Насколько долго – они умалчивают. Но, стремятся к тому, что бы пассажир ждал значительно большее время(опять же, с их слов)! И, это одна из причин, что когда появляется кэф, вам прилетает заказ по зелени, который был создан энное время тому назад.
На этом все интересное и заканчивается. К чему я все это рассказал? А к тому, что некоторые постулаты из данного поста, потребуются нам позднее. И, я, просто хочу, что бы вы их запомнили.
Всем удачи, пятихаток без сдачи, и ни гвоздя ни жезла.
PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверно расставлены знаки препинания? Глупость в буквах автора? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!!!!
Полезные ссылки по теме:
- Антология технологий Яндекс Такси (мини–сериал 2023)
- О стоимости поездок в такси
- Правда, что цена будет выше, если на телефоне мало зарядки?
ВАЖНО: Мнение редакции Справочника Таксиста может не совпадать с мнением автора, и это нормально.
ВАЖНО: В прочитанной вами статье автор не продаёт и не навязывает Вам платные или условно-бесплатные услуги. Не подключает к паркам. Не рекламирует товары для работы в такси. Только его личный опыт и его личное мнение.
от редактора: Хотите присоединиться и писать в справочнике таксиста, но пока не знаете о чём писать но решительно готовы попробовать свои силы? Загляните в список из 101 самых популярных тем, возможно вам есть о чём рассказать на самом деле! Выбрали? Пишите в ватсапп, помогу стартовать в роли блогера +79214405025
Буду рад видеть вас в авторах!
Давайте познакомимся, зовут меня Алексей, в такси я уже 22 года. Работаю я в Питере, и да, я успешный таксист. Спросите почему я в этом уверен? Хм. Об этом я написал целую статью, она самая первая опубликована в Справочнике Таксиста. Ловите ссылку: как я пришел в такси в марте 2002г. и почему я успешный таксист
Прочитали? Отлично! Я планирую писать о своём опыте работы, делиться с вами кое-какими тонкостями и давать свою оценку разным решениям агрегатора, заказы которого я катаю.