Всем привет! Многие из нас мечтают о специализированном автомобиле под такси. В США был создан такой, в Великобритании – то же. Сейчас такой был выпущен в Японии (о Сузуки было в «новостях короткой строкой»), в Китае идут разработки.
А что же наша страна? Неужели она никогда не пыталась создать нечто подобное? Представьте себе, что пыталась! Давайте расскажу вам судьбу данной разработки. Хотя тут надо понимать реалии того времени и реалии настоящего. А как бы пригодилась данная разработка в нынешних условиях!

Но для начала нам придется вернуться на много лет назад, в СССР, и вспомнить, какие же машины использовались в такси в нашей стране в те времена. Уже после Великой Отечественной войны государство задумалось о комфорте пассажиров. Изначально в такси ездили «Победы» и ЗИМы. Позднее их стали заменять «Волгами». Все это было большими и комфортными автомобилями по тем временам. И вот на рубеже начала 60-х годов поступила директива партии о создании специализированной машины под нужды такси.
Требования выдвигались следующие: скорее не легковушка, а автобус; надежный и маневренный; вместительный, с ровным полом; наличие багажника; широкие двери; отдельная кабина для водителя. Отдельная, Lol!!! В 1962 году Советом Министров СССР было подписано постановление о создании специализированного таксомотора.
Разработку данного проекта поручили Всесоюзному научно-исследовательскому институту технической эстетики (ВНИИТЭ). А поскольку в дальнейшем данная разработка не пошла в жизнь, то опытный образец выпустился под маркой ВНИИТЭ-ПТ. И был он создан в 1964 году. Данным проектом руководил Юрий Долматовский, ранее принимавший участие в разработках ЗИС и НАМИ.
Машина разрабатывалась с учетом требований для таксомоторных перевозок. Она была весьма компактной, хотя при этом и была минивэном. Длина кузова составляла 4,23 м. Машина обладала очень хорошей маневренностью и достаточно вместительным салоном. Водительское место было отделено перегородкой. Рулевое управление располагалось почти по центру. В пассажирском салоне могли поместиться до четырех пассажиров: трое на заднем диване и один на откидывающемся сиденье.
Был и багажный отсек. Он располагался за спинкой заднего дивана, который имел продольную регулировку. В пассажирском салоне можно было разместить крупногабаритный груз или детскую коляску. В салон вела откатная дверь, работающая на дистанционном!!! электроприводе, которым управлял водитель.
Каркас кузова был цельнометаллическим. На него навешивались стеклопластиковые кузовные элементы. Лобовое стекло было изготовлено под заказ из плексигласа на авиационном производстве. Фары головного света прятались за открывающимися щитками.
Двигатель был расположен сзади и поперечно. Использовался двигатель от автомобиля «Москвич-408» объемом 1,4 литра и мощностью 50 л.с. КПП, ведущий мост, передняя подвеска – все было позаимствовано у того же «Москвича».
Работы по созданию отечественного Чекера были завершены к концу 1964 года. После этого опытный образец отправился на испытательный пробег. А в конце 1965 года был передан в один из таксопарков Москвы.
Производство данного Чекера планировалось запустить на мощностях завода РАФ или ЕрАЗ. Но, как это бывало часто в те времена, Министерство автомобильной промышленности сказало свое: «Нет!».
Почему вдруг? Ведь была создана почти идеальная машина под такси! Но в то время, в условиях плановой экономики, когда государство диктовало: что, где, когда и почем, появилась пара проблем. Министерство автопромышленности потребовало, чтобы данная машина была оснащена агрегатами «Волги», а не «Москвича».
Дальнейшие попытки собрать данную машину на агрегатах «Волги» не увенчались успехом. На данных агрегатах было невозможно сохранить габариты и массу автомобиля, а также компоновку салона.
Вторым фактором, повлиявшим на свертывание данной разработки, стала невозможность в то время массового выпуска стеклопластиковых кузовных деталей. По итогу: дальнейшие работы по разработке отечественного чекера были свернуты.
В какой-то мере данная разработка сильно опередила свое время. Это можно подтвердить массовым использованием минивэнов под такси в западных странах в настоящее время. Да и пожеланиями тех, кто сейчас работает в такси!
Юрий Долматовский в своих воспоминаниях писал: «Тут сыграли роль многие обстоятельства. И давний спор сторонников специального такси со сторонниками применения на этой службе обычных автомобилей (так оно как будто попроще, да и кое-кому хочется выглядеть в такси едущем на персональном автомобиле). И необходимость переоборудования производств или сооружения нового завода. И отсутствие достаточно убедительных зарубежных примеров (несть пророка в своем отечестве!). И сомнения насчет безопасности специального такси».
Сейчас данный автомобиль находится в Государственном военно-техническом музее в селе Ивановское Московской области.

PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверно расставил знаки препинания? Глупость в буквах автора по теме? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!

Ссылки по теме:
Реальный уровень локализации машин такси
Новый классификатор Яндекс Такси и локализация машин
Локализация автомобилей такси – зачем?!
Закон о локализации такси прошел второе и третье чтение…
Пояснительную бригаду вызывали?
Стартовал законопроект по локализации автомобилей такси
АвтоВАЗ, АвтоВАЗ не стучись в мою дверь, у ворот не кружи…
ВАЖНО: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Справочника Таксиста и даже с вашим мнением, уважаемый читатель, и это нормально потому, что мы стремимся собрать максимум взглядов водителей практиков, а читатель уже сам решит кого поддержать а кого игнорировать.
ВАЖНО: В прочитанной вами статье, автор не продаёт и не навязывает Вам платные или условно-бесплатные услуги. Не продаёт курсы для таксистов. Не подключает к паркам. Не рекламирует товары для работы в такси или вообще товары или услуги. Только личный опыт автора и его личное мнение.
от редактора: Хотите присоединиться и писать в Справочнике Таксиста, но пока не знаете о чём писать но решительно готовы попробовать свои силы? Загляните в список из 101 самых популярных тем, возможно вам есть о чём рассказать на самом деле! Выбрали? Пишите в телеграмм связаться с редактором, помогу стартовать в роли начинающего автора в Справочнике Таксиста. А если Вы уже не молоды и работаете в такси долгие, долгие годы и можете рассказать о такси в вашем городе, для нас вы самый ценный человек! Посмотрите например ваша история может быть вот такой, как здесь например в Санкт-Петербурге но уже о такси в вашем городе.
Буду рад видеть вас в команде!