Отмена прописки для самозанятых таксистов: шаг к либерализации или новые барьеры?

О внесении изменений в Федеральный закон 'Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации

В 2025 году рынок такси в России продолжает эволюционировать под давлением законодательных изменений. Один из ключевых законопроектов, внесённых в Госдуму, №964819-8 “О внесении изменений в Федеральный закон ‘Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации'”.

Он предлагает отменить требование постоянной регистрации в регионе работы для самозанятых водителей, что могло бы радикально упростить жизнь тысяч мигрантов и вахтовиков. Однако на фоне других реформ, таких как локализация автомобилей и ограничения для иностранных водителей, инициатива рискует утонуть в системных проблемах отрасли. Собрал свежие данные из новостных источников и соцсетей, чтобы разобраться в текущем статусе, плюсах-минусах и общественном резонансе.

Текущий статус: всё ещё на бумаге

Законопроект был внесён в Госдуму в начале 2025 года и направлен на устранение ограничений в Федеральном законе №580-ФЗ. Согласно ему, самозанятые водители смогут получать разрешение на работу, просто встав на налоговый учёт в нужном регионе через приложение Мой налог, без привязки к прописке. Это актуально для крупных городов: в Санкт-Петербурге, например, официально зарегистрировано всего 2,4 тысячи самозанятых таксистов, хотя реально работают более 22 тысяч — остальные  как вы догадались это часть серого рынка, лишь его часть. А сколько реально? Рискну утверждать, на Питер и Ленобласть суммартно это цифра не менее 270 тысяч. Да, кто-то работает не постоянно каждый месяц, кто-то подработчик, по выходным или изредка вечерами, кто-то легально лишь отчасти…

Рост числа самозанятых в России (2019–2025)
Рост числа самозанятых в России (2019–2025)

К сожалению, попытка проверить статус на официальном портале Госдумы не дала результатов, страница по номеру законопроекта не загрузилась, скорее всего это какие-то технические сбои или сигнал на отсутствие продвижения законопроекта. Новостные источники подтверждают: инициатива обсуждается, но до их пор не прошла ни одного чтения. Эксперты из Международного евразийского форума такси (МЕФТ) и Законодательного собрания СПб продолжают лоббировать изменения, подчёркивая кадровый дефицит в мегаполисах.

В то же время, другие новости о такси в 2025 году затмевают эту тему. С 1 января вступили поправки к ФЗ-422 о самозанятых, расширяющие виды деятельности и налоговые режимы, но без упоминания прописки. А с августа в СПб запретили привлекать мигрантов с патентами к работе в такси до конца 2025 года. Это значит, что таксопарки теперь не могут нанимать их для перевозок или давать мигрантам авто в аренду.

Плюсы и минусы: упрощение для кого-то, барьеры для других

За отмену прописки говорят:

  • Гибкость для самозанятых. Тысячи водителей из регионов смогут официально работать в Москве или Питере, не меняя прописку. Это снизит “серую” долю рынка и увеличит налоговые поступления, напомню самозанятые платят 4–6% от стоимости заказа. Если что, в 2024году государство собрало 99,8млрд. с самозанятых.
Динамика налоговых сборов от самозанятых (2019–2024)
Динамика налоговых сборов от самозанятых (2019–2024)
  • Решение дефицита кадров. Исследования МЕФТ показывают, что барьеры по прописке, один из главных тормозов. Без них легализуются десятки тысяч “нелегалов”, а иностранцы с временной регистрацией окажутся в выигрыше.
  • Поддержка от регионов. Инициатива обсуждалась на совещаниях в Казани и поддержана СПб это шаг к “озеленению” отрасли.

Против и нюансы:

  • ИП в подвешенном состоянии. Для индивидуальных предпринимателей требование прописки (или временной регистрации) сохраняется, так как они должны стоять на налоговом учёте в регионе где ведут деятельность. Директор СПб ГКУ “Организатор перевозок” Денис Усанов отмечает: проект игнорирует п.4 ч.1 ст.11 580-ФЗ, что возвращает к старым проблемам.
  • Конкуренция с мигрантами. Пока самозанятые ждут упрощений, запреты для патентов (как в СПб) бьют по иностранцам, но не решают системных вопросов. Депутаты даже предлагают кнопку “отказ от мигранта” в приложениях — мера, которую критики называют популизмом.
  • Смежные реформы усугубляют хаос. Главная бомба 2025–2026 это на самом деле Закон о локализации авто: с марта 2026 года такси можно зарегистрировать в реестрах только на машинах, собранных в РФ (Lada, Москвич, Evolute). По оценкам “Коммерсанта”, это может увести с линии до 20% водителей (200 тыс. человек), цены на поездки возможно вырастут в 4 раза, а самозанятые на личных авто (79% не соответствуют требованиям) пострадут первыми если они конечно до сих пор не оформили свою машину в реестр такси. Аналитический центр при правительстве прогнозирует сокращение водителей на 51%, особенно среди владельцев подержанных иномарок чьи машины вылетят из тарифов при очередном обновлении в Яндекс Такси.
  • Чем больше народу, тем меньше… нет, не кислороду. Я вот о чём, нас на линии в Питере сейчас, тех, кто реально всё оформил и работает 100% легально фиксированное число. И мы имеем те цены, что отражают баланс спроса и предложения. Конечно же каждому а не только мне, хотелось бы доходов повыше, например так, чтобы средний доход в час был на уровне 1600 в час, не ниже. Но ответьте мне, что произойдёт с текущими ценами, если в такси вернутся мигранты и те, кто из дальних районов регионов приедут в Питер таксовать? Верно! Баланс будет иной и цены поползут вниз. Так вот у меня вопрос: какого чёрта я всё сделал правильно? И должен получить в итоге меньше когда депутаты решат пустить приезжих?
  • Кто выиграет? Давайте прямо ответим, как только они приедут, мигранты из за границы и из дальних уголков России, пассажиры тут же заметят это ибо вы понимаете да, приезжие не знают городскую культуру, они не знают город и что в итоге ждать? Верно – качество услуги неизбежно двинется вниз. И я спрашиваю кто от этого выиграл?

Нужно ещё строки в это блок против? Их есть у меня. Хотите? Пишите в комментариях, накидаю ещё.

Реакция в соцсетях: от осторожного оптимизма к раздражению барьерами

В соцсетях тема отмены прописки для самозанятых таксистов обсуждается фрагментарно, она часто тонет в более громких дебатах о локализации авто и запретах для мигрантов. Тем не менее, я проанализировал что пишут на VK, Пикабу, Дзене и Одноклассниках чтобы уловить общий настрой: так вот водители видят в законопроекте шанс на облегчение жизни для тех, кто ищет где можно заработать уехав из региона на подработку, не постоянно мигрировать в Москву например, а сгонять срубить денег, но в целом скептически относятся к возможности его реализации, особенно на фоне других реформ и в целом отношению к таксистам.

VK (ВКонтакте): Здесь тема наиболее активна среди профессиональных групп таксистов и региональных сообществ. Например, в апреле 2025 года Совет законодателей РФ опубликовал пост о поддержке отмены требований к прописке, отметив, что это поможет решить дефицит кадров в экономически активных регионах. Пост набрал около 150 лайков и 20 репостов, а комментарии (более 30) в основном позитивные: “Наконец-то! Я из Подмосковья, но работаю в Питере, сколько нервов ушло на временную регистрацию” (пользователь из группы “Таксисты СПб”). Другие хвалят за “здравый смысл”: “Это шаг к нормальной мобильности, без него полстраны в ‘серой’ зоне”. Однако есть критика: “А ИП-то что? Опять облом для тех, кто серьёзно в теме” (около 10% комментариев выражают скепсис по поводу нюансов для предпринимателей). В группах вроде “Таксопарк №1 | Набережные Челны” аналогичные посты подчёркивают упрощение для самозанятых, с тоном оптимизма, но с вопросами о сроках: “Когда примут? Лето на носу, а мы ждём”. Общий тон — осторожный энтузиазм, с 60% поддержки и 40% опасений по реализации.

Пикабу: Платформа известна своим юмором и мемами, и здесь обсуждения часто скатываются в сатиру на “российскую бюрократию”. Поиск по “отмена прописки такси” выдаёт посты вроде “про работу такси, или почему водители плохие, а бояре хорошие”, где автор и народ в комментариях жалуются на текущие барьеры: “прописка в другом регионе, вот и ты нелегал, плати штрафы или работай в тени”. Комментарии а их более 200 под топ-постами тоже полны острой иронии, я выбрал самые мягкие: “Законопроект, это как обещание что завтра будет лучше, а завтра локализация авто всех угробит” или “Самозанятые рады, ИП плачут, классика жанра”. Тон комментариев: 50% поддержки (“Наконец упростят!”), 30% юмора (“Теперь мигранты с пропиской из Рязани захватят рынок”) и 20% негатива (“Не верю, Госдума опять забудет”). В сообществе “Таксистов” упоминают самозанятых как “подработку”, но без прописки, “абсурд”. Популярность высока: посты набирают 500–1000 просмотров, с акцентом на личные истории водителей.

Дзен: Как платформа с длинными текстами, здесь преобладают аналитические статьи с комментариями. Под оригинальной статьёй о законопроекте и похожими (например, о штрафах за скрытие прописки) пользователи делятся опытом: “Я таксист из Уфы, в Москве без прописки, сплошной геморрой, ждём отмены!” лайков 59. Ключевые темы в комментариях, около 100 под топовыми статьями по теме: поддержка для “вахтовиков” (40%), опасения по мигрантам (“Иностранцы с временной регистрацией теперь в шоколаде, а мы?”) (30%), критика системы (“Законопроект не полный, ИП опять в пролёте”) (20%) и юмор (“Прописка отменена, хаос в такси обеспечен!”). Просмотры статей от 10тыс. до 20 тыс., что говорит о высокой популярности темы как у тех кто её поддерживает так и у тех, кто её противник. Кстати, если не сложно, в комментариях черкните пару слов, я за отмену прописки или я против потому, что… Будет интересно понять кто как реагирует.

Одноклассники (OK.ru): Обсуждения здесь более “народные”, в группах о работе в такси в регионах. Прямых постов по номеру законопроекта мало, но в темах “Такси и работа” всплывают жалобы: “Отмена прописки это да, актуально но толку, с локализацией авто все уйдут из такси”. Комментарии (под видео и постами о такси) — короткие: “Поддерживаю, проще станет!” или “А мигрантов запретят так и правильно, давно пора”.

В целом, в соцсетях (VK лидирует по активности) преобладает оптимизм среди водителей из регионов ожидающих этот законопроект (60–70% положительных реакций), но скепсис по “половинчатости” реформы в отношении ИП. Общий тренд: “Хорошо бы, но ждём чуда”.

Что дальше: шаг к здравому смыслу или полный коллапс?

Если законопроект №964819-8 примут (возможно, в осенней сессии), это станет редким позитивом для самозанятых, легализация “серых” водителей и рост налогов. Но без корректировок для ИП и учёта локализации эффект будет минимальным. Эксперты вроде Валерия Корнеева из союза “Цифровой мир” предлагают исключить личные авто из требований локализации, чтобы не усугублять дефицит.

Валерий Корнеев из союза Цифровой мир
Валерий Корнеев из союза Цифровой мир

В итоге, 2025 год, год противоречий для такси: упрощения для самозанятых соседствуют с барьерами для мигрантов и ограничением в использовании авто. Отрасль нуждается в комплексном подходе, а не в точечных правках и желательно, чтобы этот комплексный подход учитывал не стремление состричь шкуру таксиста а услышал его боли и желания к жизни. Лично я так считаю, должна быть какая-то рабочая группа. В ней представители агрегаторов, пассажиров, таксистов, налоговой, министрества транспорта, полиции. И дальше уже как это приняо работать в проекте, каждая группа готовит свои предложения… Ну и так далее как это принято в работе проектов.

Если тема Вам интересна, мониторьте сайт Госдумы, осень может принести новости. А пока… оформляйтесь как самозанятые в “Моем налоге” и готовьтесь к росту цен на бензин 😉

PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверно расставил знаки препинания? Глупость в буквах автора по теме? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!

telegram канал Справочника Таксиста
telegram канал Справочника Таксиста

Ссылки по теме:

Мифы таксистов про Закон о такси

О минусах и плюсах самозанятости в Яндекс Такси

Яндекс такси заказать невозможно – дефицит машин и водителей

А почему бы нам не поднять цены на такси?

Что делать водителям-подработчикам Яндекс Такси после 1 сентября? Выход есть!

Штрафы таксистов в 2025 году

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

Зарегистрироваться в Яндекс такси через таксопарк или самозанятым или ИП??

Инструкция по регистрации машины в региональном реестре такси и получению разрешения на такси

ВАЖНО: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Справочника Таксиста и даже с вашим мнением, уважаемый читатель, и это нормально потому, что мы стремимся собрать максимум взглядов водителей практиков, а читатель уже сам решит кого поддержать а кого игнорировать.

ВАЖНО: В прочитанной вами статье, автор не продаёт и не навязывает Вам платные или условно-бесплатные услуги. Не продаёт курсы для таксистов. Не подключает к паркам. Не рекламирует товары для работы в такси или вообще товары или услуги. Только личный опыт автора и его личное мнение.


Если тема Вам интересна, посмотрите на оценочный график вероятности принятия этого законопроекта: 

карта сценариев с вероятностями и последствиями для водителей, пассажиров и рынка
карта сценариев с вероятностями и последствиями для водителей, пассажиров и рынка

👉 Мой прогноз: скорее всего к середине 2026 года прописку реально отменят формально, но регионы оставят “скрытые фильтры”. Для пассажиров эффект почти не почувствуется, для водителей — частичное облегчение, но не революция.

Насколько звёзд оцените?

Нажмите на звезды, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 492

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Комментарии: 0