В 2025 году рынок такси в России продолжает эволюционировать под давлением законодательных изменений. Один из ключевых законопроектов, внесённых в Госдуму, №964819-8 “О внесении изменений в Федеральный закон ‘Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации'”.
Он предлагает отменить требование постоянной регистрации в регионе работы для самозанятых водителей, что могло бы радикально упростить жизнь тысяч мигрантов и вахтовиков. Однако на фоне других реформ, таких как локализация автомобилей и ограничения для иностранных водителей, инициатива рискует утонуть в системных проблемах отрасли. Собрал свежие данные из новостных источников и соцсетей, чтобы разобраться в текущем статусе, плюсах-минусах и общественном резонансе.
Текущий статус: всё ещё на бумаге
Законопроект был внесён в Госдуму в начале 2025 года и направлен на устранение ограничений в Федеральном законе №580-ФЗ. Согласно ему, самозанятые водители смогут получать разрешение на работу, просто встав на налоговый учёт в нужном регионе через приложение Мой налог, без привязки к прописке. Это актуально для крупных городов: в Санкт-Петербурге, например, официально зарегистрировано всего 2,4 тысячи самозанятых таксистов, хотя реально работают более 22 тысяч — остальные как вы догадались это часть серого рынка, лишь его часть. А сколько реально? Рискну утверждать, на Питер и Ленобласть суммартно это цифра не менее 270 тысяч. Да, кто-то работает не постоянно каждый месяц, кто-то подработчик, по выходным или изредка вечерами, кто-то легально лишь отчасти…

К сожалению, попытка проверить статус на официальном портале Госдумы не дала результатов, страница по номеру законопроекта не загрузилась, скорее всего это какие-то технические сбои или сигнал на отсутствие продвижения законопроекта. Новостные источники подтверждают: инициатива обсуждается, но до их пор не прошла ни одного чтения. Эксперты из Международного евразийского форума такси (МЕФТ) и Законодательного собрания СПб продолжают лоббировать изменения, подчёркивая кадровый дефицит в мегаполисах.
В то же время, другие новости о такси в 2025 году затмевают эту тему. С 1 января вступили поправки к ФЗ-422 о самозанятых, расширяющие виды деятельности и налоговые режимы, но без упоминания прописки. А с августа в СПб запретили привлекать мигрантов с патентами к работе в такси до конца 2025 года. Это значит, что таксопарки теперь не могут нанимать их для перевозок или давать мигрантам авто в аренду.
Плюсы и минусы: упрощение для кого-то, барьеры для других
За отмену прописки говорят:
- Гибкость для самозанятых. Тысячи водителей из регионов смогут официально работать в Москве или Питере, не меняя прописку. Это снизит “серую” долю рынка и увеличит налоговые поступления, напомню самозанятые платят 4–6% от стоимости заказа. Если что, в 2024году государство собрало 99,8млрд. с самозанятых.

- Решение дефицита кадров. Исследования МЕФТ показывают, что барьеры по прописке, один из главных тормозов. Без них легализуются десятки тысяч “нелегалов”, а иностранцы с временной регистрацией окажутся в выигрыше.
- Поддержка от регионов. Инициатива обсуждалась на совещаниях в Казани и поддержана СПб это шаг к “озеленению” отрасли.
Против и нюансы:
- ИП в подвешенном состоянии. Для индивидуальных предпринимателей требование прописки (или временной регистрации) сохраняется, так как они должны стоять на налоговом учёте в регионе где ведут деятельность. Директор СПб ГКУ “Организатор перевозок” Денис Усанов отмечает: проект игнорирует п.4 ч.1 ст.11 580-ФЗ, что возвращает к старым проблемам.
- Конкуренция с мигрантами. Пока самозанятые ждут упрощений, запреты для патентов (как в СПб) бьют по иностранцам, но не решают системных вопросов. Депутаты даже предлагают кнопку “отказ от мигранта” в приложениях — мера, которую критики называют популизмом.
- Смежные реформы усугубляют хаос. Главная бомба 2025–2026 это на самом деле Закон о локализации авто: с марта 2026 года такси можно зарегистрировать в реестрах только на машинах, собранных в РФ (Lada, Москвич, Evolute). По оценкам “Коммерсанта”, это может увести с линии до 20% водителей (200 тыс. человек), цены на поездки возможно вырастут в 4 раза, а самозанятые на личных авто (79% не соответствуют требованиям) пострадут первыми если они конечно до сих пор не оформили свою машину в реестр такси. Аналитический центр при правительстве прогнозирует сокращение водителей на 51%, особенно среди владельцев подержанных иномарок чьи машины вылетят из тарифов при очередном обновлении в Яндекс Такси.
- Чем больше народу, тем меньше… нет, не кислороду. Я вот о чём, нас на линии в Питере сейчас, тех, кто реально всё оформил и работает 100% легально фиксированное число. И мы имеем те цены, что отражают баланс спроса и предложения. Конечно же каждому а не только мне, хотелось бы доходов повыше, например так, чтобы средний доход в час был на уровне 1600 в час, не ниже. Но ответьте мне, что произойдёт с текущими ценами, если в такси вернутся мигранты и те, кто из дальних районов регионов приедут в Питер таксовать? Верно! Баланс будет иной и цены поползут вниз. Так вот у меня вопрос: какого чёрта я всё сделал правильно? И должен получить в итоге меньше когда депутаты решат пустить приезжих?
- Кто выиграет? Давайте прямо ответим, как только они приедут, мигранты из за границы и из дальних уголков России, пассажиры тут же заметят это ибо вы понимаете да, приезжие не знают городскую культуру, они не знают город и что в итоге ждать? Верно – качество услуги неизбежно двинется вниз. И я спрашиваю кто от этого выиграл?
Нужно ещё строки в это блок против? Их есть у меня. Хотите? Пишите в комментариях, накидаю ещё.
Реакция в соцсетях: от осторожного оптимизма к раздражению барьерами
В соцсетях тема отмены прописки для самозанятых таксистов обсуждается фрагментарно, она часто тонет в более громких дебатах о локализации авто и запретах для мигрантов. Тем не менее, я проанализировал что пишут на VK, Пикабу, Дзене и Одноклассниках чтобы уловить общий настрой: так вот водители видят в законопроекте шанс на облегчение жизни для тех, кто ищет где можно заработать уехав из региона на подработку, не постоянно мигрировать в Москву например, а сгонять срубить денег, но в целом скептически относятся к возможности его реализации, особенно на фоне других реформ и в целом отношению к таксистам.
VK (ВКонтакте): Здесь тема наиболее активна среди профессиональных групп таксистов и региональных сообществ. Например, в апреле 2025 года Совет законодателей РФ опубликовал пост о поддержке отмены требований к прописке, отметив, что это поможет решить дефицит кадров в экономически активных регионах. Пост набрал около 150 лайков и 20 репостов, а комментарии (более 30) в основном позитивные: “Наконец-то! Я из Подмосковья, но работаю в Питере, сколько нервов ушло на временную регистрацию” (пользователь из группы “Таксисты СПб”). Другие хвалят за “здравый смысл”: “Это шаг к нормальной мобильности, без него полстраны в ‘серой’ зоне”. Однако есть критика: “А ИП-то что? Опять облом для тех, кто серьёзно в теме” (около 10% комментариев выражают скепсис по поводу нюансов для предпринимателей). В группах вроде “Таксопарк №1 | Набережные Челны” аналогичные посты подчёркивают упрощение для самозанятых, с тоном оптимизма, но с вопросами о сроках: “Когда примут? Лето на носу, а мы ждём”. Общий тон — осторожный энтузиазм, с 60% поддержки и 40% опасений по реализации.
Пикабу: Платформа известна своим юмором и мемами, и здесь обсуждения часто скатываются в сатиру на “российскую бюрократию”. Поиск по “отмена прописки такси” выдаёт посты вроде “про работу такси, или почему водители плохие, а бояре хорошие”, где автор и народ в комментариях жалуются на текущие барьеры: “прописка в другом регионе, вот и ты нелегал, плати штрафы или работай в тени”. Комментарии а их более 200 под топ-постами тоже полны острой иронии, я выбрал самые мягкие: “Законопроект, это как обещание что завтра будет лучше, а завтра локализация авто всех угробит” или “Самозанятые рады, ИП плачут, классика жанра”. Тон комментариев: 50% поддержки (“Наконец упростят!”), 30% юмора (“Теперь мигранты с пропиской из Рязани захватят рынок”) и 20% негатива (“Не верю, Госдума опять забудет”). В сообществе “Таксистов” упоминают самозанятых как “подработку”, но без прописки, “абсурд”. Популярность высока: посты набирают 500–1000 просмотров, с акцентом на личные истории водителей.
Дзен: Как платформа с длинными текстами, здесь преобладают аналитические статьи с комментариями. Под оригинальной статьёй о законопроекте и похожими (например, о штрафах за скрытие прописки) пользователи делятся опытом: “Я таксист из Уфы, в Москве без прописки, сплошной геморрой, ждём отмены!” лайков 59. Ключевые темы в комментариях, около 100 под топовыми статьями по теме: поддержка для “вахтовиков” (40%), опасения по мигрантам (“Иностранцы с временной регистрацией теперь в шоколаде, а мы?”) (30%), критика системы (“Законопроект не полный, ИП опять в пролёте”) (20%) и юмор (“Прописка отменена, хаос в такси обеспечен!”). Просмотры статей от 10тыс. до 20 тыс., что говорит о высокой популярности темы как у тех кто её поддерживает так и у тех, кто её противник. Кстати, если не сложно, в комментариях черкните пару слов, я за отмену прописки или я против потому, что… Будет интересно понять кто как реагирует.
Одноклассники (OK.ru): Обсуждения здесь более “народные”, в группах о работе в такси в регионах. Прямых постов по номеру законопроекта мало, но в темах “Такси и работа” всплывают жалобы: “Отмена прописки это да, актуально но толку, с локализацией авто все уйдут из такси”. Комментарии (под видео и постами о такси) — короткие: “Поддерживаю, проще станет!” или “А мигрантов запретят так и правильно, давно пора”.
В целом, в соцсетях (VK лидирует по активности) преобладает оптимизм среди водителей из регионов ожидающих этот законопроект (60–70% положительных реакций), но скепсис по “половинчатости” реформы в отношении ИП. Общий тренд: “Хорошо бы, но ждём чуда”.
Что дальше: шаг к здравому смыслу или полный коллапс?
Если законопроект №964819-8 примут (возможно, в осенней сессии), это станет редким позитивом для самозанятых, легализация “серых” водителей и рост налогов. Но без корректировок для ИП и учёта локализации эффект будет минимальным. Эксперты вроде Валерия Корнеева из союза “Цифровой мир” предлагают исключить личные авто из требований локализации, чтобы не усугублять дефицит.

В итоге, 2025 год, год противоречий для такси: упрощения для самозанятых соседствуют с барьерами для мигрантов и ограничением в использовании авто. Отрасль нуждается в комплексном подходе, а не в точечных правках и желательно, чтобы этот комплексный подход учитывал не стремление состричь шкуру таксиста а услышал его боли и желания к жизни. Лично я так считаю, должна быть какая-то рабочая группа. В ней представители агрегаторов, пассажиров, таксистов, налоговой, министрества транспорта, полиции. И дальше уже как это приняо работать в проекте, каждая группа готовит свои предложения… Ну и так далее как это принято в работе проектов.
Если тема Вам интересна, мониторьте сайт Госдумы, осень может принести новости. А пока… оформляйтесь как самозанятые в “Моем налоге” и готовьтесь к росту цен на бензин 😉
PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверно расставил знаки препинания? Глупость в буквах автора по теме? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!

Ссылки по теме:
Мифы таксистов про Закон о такси
О минусах и плюсах самозанятости в Яндекс Такси
Яндекс такси заказать невозможно – дефицит машин и водителей
А почему бы нам не поднять цены на такси?
Что делать водителям-подработчикам Яндекс Такси после 1 сентября? Выход есть!
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Зарегистрироваться в Яндекс такси через таксопарк или самозанятым или ИП??
Инструкция по регистрации машины в региональном реестре такси и получению разрешения на такси
ВАЖНО: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Справочника Таксиста и даже с вашим мнением, уважаемый читатель, и это нормально потому, что мы стремимся собрать максимум взглядов водителей практиков, а читатель уже сам решит кого поддержать а кого игнорировать.
ВАЖНО: В прочитанной вами статье, автор не продаёт и не навязывает Вам платные или условно-бесплатные услуги. Не продаёт курсы для таксистов. Не подключает к паркам. Не рекламирует товары для работы в такси или вообще товары или услуги. Только личный опыт автора и его личное мнение.
Если тема Вам интересна, посмотрите на оценочный график вероятности принятия этого законопроекта:

👉 Мой прогноз: скорее всего к середине 2026 года прописку реально отменят формально, но регионы оставят “скрытые фильтры”. Для пассажиров эффект почти не почувствуется, для водителей — частичное облегчение, но не революция.