Перед тем как ответить на вопрос – а нужны ли водителю баллы приоритета, немного разберемся в терминологии и истории предмета.
Приоритет – это первенство, порядок получения чего-либо. Как не сложно догадаться, в нашем деле речь идет о порядке распределения заказов. Т.е. очередность, согласно которой вызовы распределяются системой между всеми водителями одного тарифа, располагающимися в зоне действия.
Немного истории
До появления на рынке агрегаторов заказы распределялись по принципу «кто симпатичнее диспетчеру и разборчивее отвечает», тот с пустым карманом домой не вернется, а вы думали? Везде где есть люди, там и человеческий фактор 😉
Водители, работавшие прежде на рациях, изощрялись как могли: приобретали усиливающие сигнал установки, задабривали вкусностями и флиртом девчонок диспетчеров, распределявших заказы, придумывали другие схемы получения более выгодных предложений. В общем, конкурировали всеми доступными способами. Кто верит в условную справедливость, вспомните о той самой конкуренции среди нескольких сотен тысяч или даже пары тройки миллионов особей из которых жизнь даёт лишь один. Вся жизнь – сплошная конкуренция.

Но потом на смену живому общению пришли программы и алгоритмы. Тут уже ни харизма, ни обаяние, ни личные навыки не прокатывали.
По новым правилам заказы распределялись согласно местоположению водителя относительно пассажира. Его получал тот, кто находился ближе всех. И все было замечательно, справедливо, пока… маркетинг не внес свои коррективы.
Яндекс Такси решили еще больше поднять свои продажи и совместить рекламу с оказанием услуг. А как это сделать быстро и бюджетно? Правильно. Стимулировать к нужным действиям таксистов.
Теперь, чтобы стать «королем дороги», нужно было оклеить машину и/или установить лайтбокс. Кто выполнял все условия, тот был best of the best и получал от агрегатора специальный символ – золотую корону.

На этом этапе водители начали делиться на два лагеря – тех, кому приоритет был действительно нужен, так как работа в такси являлась основным источником дохода. И тех, кому не хотелось вносить серьезные изменения в фасад личного автомобиля.
Со временем, когда действительно замотивированные водители стали замечать разницу в количестве предложенных заказов и, соответственно, заработке, то даже сомневающиеся начали стремиться к получению наивысшего приоритета.
Длилось это до тех пор, пока пальма первенства не появилась у большинства водителей. Таким образом, конкуренция стала практически бессмысленной.
И так как маховик был уже запущен, агрегатору пришлось модернизировать систему раздачи приоритетов и придумывать новые условия, выполняя которые водители становились для системы распределения «более подходящими».
Насколько это хорошо и к каким проблемам привело, рассмотрим чуть дальше.
Преимущества системы приоритета
Если вы работаете в регионе, где активность не очень высокая и при анализе смены прослеживаются длительные часы простоя, то поработать над повышением приоритета однозначно стоит.
Таким образом, вы будете в курсе всех предложений в зоне доступа и точно не останетесь с пустым карманом. В отличие от коллег, которые увидят заказ только в случае вашего отказа.
В больших городах для понимания необходимости погони за баллами достаточно в течение недели фиксировать активность в районе, где чаще всего работаете. В данной ситуации нас будут интересовать следующие данные – сколько машин в этом регионе работает, как часто поступают заказы, возникают ли фиолетовые зоны и в какие часы, есть ли за клиента серьезная конкуренция.
При дефиците машин острой конкуренции не возникнет – всем всего хватает. А вот при их профиците однозначно возникают сложности. Может сложиться ситуация, при которой водитель превращается в Хатико и подолгу ждет своего заказа, теряя деньги и нервные клетки.
Водители с самым высоким приоритетом будут иметь возможность чаще получать заказы в зонах повышенного коэффициента, следовательно, проводить трудовые часы более плодотворно.
Если вы работаете в местах с большой конкуренцией, то тут уж кто поспел, тот и съел, как говорится. За примером не нужно далеко ходить – возле вокзалов, торговых центров, рынков нашего собрата не счесть. Пока одни стойко ожидают, другие успевают по несколько рейсов сделать. Интересно почему же…
Недостатки системы приоритета
Несмотря на очевидные преимущества (первоочередность получения заказа, уменьшение времени простоя) рассматриваемая система имеет огромный недостаток.
Он заключается в том, что заказы распределяются по количеству баллов, а не по местоположению клиента.
Например, один водитель (+10 баллов) находится на расстоянии 1 км от клиента, а второй (+12 баллов) на расстоянии 3 км. В первую очередь заказ будет предложен второму водителю.
Если объяснить такую нелогичную ситуацию простыми словами, то получается, что приоритет «перебивает» алгоритм оценки расстояния от машины до пассажира. Т.е. для того, чтобы нужный водитель получил предложение первым, программа искусственно уменьшает расстояние от него до клиента. Хотя в действительности, как мы видим, это не так – 1 км против 3 км.
В результате такой заказ может быть водителю просто не выгоден. Не говоря уже о клиенте, который прождал машину дольше нужного.
Поэтому, если стоит цель поработать над повышением приоритета, нужно уметь быстро анализировать ситуацию и брать только выгодные предложения. А не те, которые предлагают десятиминутную подачу и поездку за две копейки.
Подведем итог
Безусловно, система приоритета имеет достаточно преимуществ. Это возможность получения лучших заказов первым, уверенность в заработке даже в малоактивные дни, какая-то стабильность.
Но она не является панацеей и может работать во вред. Поэтому фанатеть, как мне кажется, особо не стоит. А пользоваться, как витаминами – дозировано, с умом и при необходимости.

Полезные ссылки для пассажиров и водителей Яндекс Такси:
- Чаевые в такси
- Чаевые в Доставке: миф или реальность?
- Сомнительный груз брать или отказаться
- Яндекс Доставка работа курьером
- Идеальный водитель – он существует
- Что дает термокороб и как повысить доход
- Как влияет рейтинг и приоритет на количество заказов

Автор статей о работе водителем Яндекс такси с 2019г. Плюс автор книги Книга для таксистов, 80 советов для начинающих.
Сейчас пишу в Справочнике таксиста о работе водителем Яндекс Такси как практик а не теоретик.
На линии с 2019 года в Санкт-Петербурге. Тариф Эконом. На личном Логане, со всеми оформленными разрешениями на такси и всем необходимым для легальной работы с заказами Яндекс Такси. Подробности в разделе: как работать легально.
И да, такси не было моим призванием, как и у большинства коллег, таксистов, так случилось, однажды потерял работу и да, тот самый вариант, когда “возрастные” сотрудники уже не интересны, хотя у меня отличное резюме интернет маркетолога на HH 😉 практика но не теоретика.
Поэтому сел в такси. Изучил досконально что хорошо, что плохо. Что стоит делать для получения чаевых. Разобрался какие заказы можно отменять а какие не стоит. Как поднять рейтинг и не терять его. Как катать персоналки и отлично зарабатывать.
Всем, кто готов возразить, отвечу: да, работа в такси не легка. Есть риски, опасности и конечно же работать с людьми не всегда просто. Это труд и не лёгкий труд. И давайте уже признаем, не каждый из нас способен работать с людьми и для людей. Именно этим опытом я и делюсь с вами на страницах Справочника Таксиста вместе с коллегами таксистами, авторами статей работающими в разных городах России.