Всем здравствуйте! На днях прочитала пару статей Игоря Жмакина президента общероссийской общественной организации «Объединение самозанятых России» о рынке такси: «Теневой вопрос» и «Такси станет недоступной большинству услугой, и как это было в советское время!». Сегодня хочу поделиться своими мыслями по поводу прочитанного.
Размышления на тему…
Интересно получается. Вроде все знаешь сама, практически многие изменения в сфере такси затрагивали, но когда раскладывают «по полочкам» плюс цифры (это я про статьи) в голове появляется четкая ясность проблемы и ее глобальность.
И сразу возникает вопрос, если это осознает простой смертный, то почему люди наделенные властью не видят сложившуюся ситуацию (или не хотят) и не решают ее.
НПД – шаг вперед
Когда в 2019г ввели НПД миллионы людей вышли из теневого бизнеса и стали работать легально. Полностью согласна с автором, никто не будет рисковать, если есть возможность работать на законном основании. Люди хотели трудиться, платить налоги и жить спокойно.
Далее он делает вывод: «Предоставлением специального налогового режима государство признало, что самозанятым не подходит регулирование и налогообложение, предусмотренное для бизнеса – ИП и юрлиц. Это абсолютно разные экономические модели. Фактически в легальную экономику был введен новый массовый хозяйствующий субъект.»
Субъект ввели, миллиарды рублей налогов потекли в казну. Кого это не устраивало?! Для чего надо было авралом вводить новый Закон о такси? Тем более для отрасли, в которой самозанятость составляет значимую часть в общем объеме смз в стране.
«По нашим оценкам, с учетом данных агрегаторов на начало 2022 года ежедневная численность частных водителей в этой сфере составляла по стране до 2,5 млн человек. » – говорится в статье. В связи со значительной текучестью в этой сфере число вероятно по факту больше. Представляете, какие деньги пошли в казну!
ФЗ о такси – два шага назад?
Оказалось, что это никому не нужно и №580-ФЗ вновь поставил самозанятых в один ряд с серьезным бизнесом.
К чему все это привело известно. Сфера такси уже в 2023 году оказалась в кризисной ситуации – 30% водителей из регионов ушли из такси. Что это значит, что таксисты потеряли работу (подработку), а их семьи затянули потуже пояса.
К тому же, как пишет автор: «… почти 650 тыс. водителей зарегистрировали самозанятость и платят налог на профессиональный доход, но только 3% из них, или 0,8% от общей численности, вошли в реестр таксомоторных перевозчиков.»
Это закономерно, если требования, предъявляемые Законом о такси к самозанятым и к таксопаркам одни и те же. Причем, для физического лица они невыполнимы ни физически, ни экономически.

«Признав самозанятых водителей на личных авто в отрасли, законодатель одновременно сделал невозможной их легальную работу.» Очередной законодательный парадокс!
Что хочет от самозанятых таксистов Закон о такси
Пойдем по порядку.
Медицинские осмотры 2 раза в день и раз в день техосмотр. Как указано в источниках, таких требований к таксистам нет нигде в мире, кроме России, Таджикистана, Казахстана, Беларуси (без комментариев). Предъявить предъявили, а организовать забыли.
Как пишет общественник «Объединение самозанятых в России» обзвонила регионы с целью выявить наличие лицензируемых медцентров готовых круглосуточно проводить предрейсовые осмотры водителей. В стране таких организаций единицы, имеющиеся или ведомственные и не обслуживают физ лиц, или работают только днем с положенными выходными. Медики физически не могут установить контроль за миллионами самозанятых таксистов.
С пунктами предрейсового техосмотра, читаем в статье, состояние еще хуже.
ОСАГО для такси – тариф дороже обычной автогражданки. Оказывается, страховщики ссылаются на статистику высокой аварийности такси, которая не сходится со статистикой ГИБДД МВД РФ и агрегаторов. За отсутствие ОСАГО водителя ждет приостановление, затем и отзыв разрешения на такси. С 1 сентября текущего года еще и ОСГОП. Уже двойная ответственность у таксиста, когда еще с ОСАГО не разобрались.
«Всё ушло в фикцию, имитацию. В Москве даже изобрели «парковых самозанятых» – очередную схему обхода закона.» – говорит общественник.
Все правильно, русский народ смекалистый. Почти в каждом городе появились в сетях всевозможные чаты, группы, где можно заказать машину и таксисты там работают, минуя Закон о такси и естественно не платя налоги.
К тому же регионы предъявляют свои требования к такси: окраска, оклейка и пр., что тоже увеличивает расходы водителя и уменьшает его желание остаться в такси.
Общественная организация отправила запросы в региональные Министерства транспорта по поводу сложившейся ситуации и приводятся потрясающие ответы: «…чиновники не планируют контролировать создание условий для выполнения закона, не обладают информацией о том, где, как и по какому тарифу водители смогут проходить осмотры. При этом все представители исполнительной власти говорят, что контролировать выполнение закона они будут. На простом языке это означает штрафы за отсутствие специального ОСАГО, справок от врача и технического специалиста, путевых листов.» – комментарии излишни!
В текущем году регионы закончат ввод законодательных актов для реализации ФЗ- №580 и начнутся проверки, рейды, штрафы и пр.

К чему это приведет – таксисты не выполнят законодательные условия, в результате не будут получать заказы от агрегатора. В стране сфера такси держится на водителях с личным автомобилем, за исключением столичного региона. И если даже сойдутся звезды и где-то можно будет пройти медосмотры, техосмотры и пр.пр., то расходы на выполнение всех предписаний будут выше доходов таксистов. Захотят ли водителя работать в убыток себе?
Мне интересны рассуждения автора о таксопарках, что сейчас это скорее пункты проката машин, в которые в основном обращаются мигранты. Для них это неплохой способ заработать, имея только водительское удостоверение. А российские самозанятые покупают ОСАГО, ОСГОП, приводят авто в соответствии с требованиями региона плюс мед и техосмотры. Так и хочется спросить словами героя культового фильма: «Где правда брат?»
Далее общественник пишет, что ФЗ-№580 требует доработки в части разграничения деятельности таксопарков и самозанятых водителей. «Требования к перевозчикам — физическим лицам должны быть исполнимыми и соотноситься с их экономикой».
Он предлагает, что главным критерием для легальной работы в такси должна быть регистрация смз и уплата НПД. В дополнение отсутствие алкогольной и накротической зависимости, судимости.« Работа только через агрегаторов. Агрегаторы несут ответственность за самозанятых. «Яндекс» и «Максим» ведь научились это делать, у них есть программы материальной ответственности за жизнь и здоровье до 2 млн рублей каждому пострадавшему, как в ОСГОП.» Противоречие, т.к. в начале статьи «Такси станет недоступной большинству услугой, как это было в советское время!» он пишет, что «… в двух третях населённых пунктов России агрегаторов нет, они не дошли, и неизвестно, дойдут ли когда-то до малых городов, отдалённых территорий, сельской местности.» Вопрос к автору.
Экономическая лепта
Закон о такси – одна из причин кризиса в отрасли. Также свой вклад вносит экономический аспект: стремительно выросшие цены на новые автомобили, уход с рынка доступных моделей «Солярис», «Рио», «Поло», «Логан», подорожание запчастей, топлива, техобслуживания. В такси практически нет обновления транспорта. Про это постоянно говорится, но ситуация не меняется.
Все вкупе приведет к тому, что доступное такси к которому мы привыкли исчезнет. Миллионы самозанятых таксистов останутся без работы, количество такси сократится, боюсь даже примерно подсчитать во сколько, а стоимость поездки подскочит. И обычные люди возившие детей в школы, секции, возвращавшиеся с покупками из супермаркетов, рынков и пр. откажутся от такси, данная услуга станет мало доступной.

Как говорит автор: «Пострадают все – самозанятые водители, пользователи такси, технологические компании (агрегаторы), региональные бюджеты, общественный транспорт, который не готов к возрастанию нагрузки. Будет транспортный коллапс. » Плюс казна страны потеряет миллиарды рублей от НПД, который платить с сфере такси будет некому.
Кому выгоден такой расклад непонятно!
В ступор ввел вопрос, который задали общественникам, как я поняла как один из вариантов разрешения ситуации – убрать самозанятых из сферы такси!? (в чьей “умной” голове родился такой вопрос?) Ответ: «…в регионах нет и не будет таксопарков по экономическим причинам. На рынке есть только самозанятые перевозчики, никто другой там работать не сможет.» Надеюсь, что ответ дошел до вопрошающих!
На том заканчиваю, надеюсь что все-таки есть свет в конце тоннеля и впереди будут перемены к лучшему, но…
А вам коллеги оптимизма несмотря ни на что, время покажет.
PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверно расставил знаки препинания? Глупость в буквах автора по теме? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!

ВАЖНО: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Справочника Таксиста и даже с вашим мнением уважаемый читатель, и это нормально потому, что мы стремимся собрать максимум мнений водителей практиков, а читатель уже сам решит кого поддержать а кого игнорировать.
ВАЖНО: В прочитанной вами статье автор не продаёт и не навязывает Вам платные или условно-бесплатные услуги. Не подключает к паркам. Не рекламирует товары для работы в такси. Только личный опыт автора и его личное мнение.
от редактора: Хотите присоединиться и писать в справочнике таксиста, но пока не знаете о чём писать но решительно готовы попробовать свои силы? Загляните в список из 101 самых популярных тем, возможно вам есть о чём рассказать на самом деле! Выбрали? Пишите в ватсапп, помогу стартовать в роли начинающего автора в Справочнике Таксиста +79214405025
Буду рад видеть вас в команде!

Я — Галина, работаю водителем такси в Казани почти 2 года. Причины, которые привели меня в такси не оригинальны. Начну сначала. Окончила филфак местного универа, проработала несколько лет в школе (русский язык и литература) и поняла, что — это не мое. За это время вышла замуж, появились дети, ну и все как у всех — ипотека, кредиты на мебель, расходы на детей и прочие бытовые “мелочи”, денег не хватало. Муж работал в п/я и подрабатывал в Яндекс Такси. Авантюризм в крови у меня был похоже с рождения и в один прекрасный момент он сработал. Если муж таксует, почему я не могу…
Почему же сразу шаги назад. Самозанятый само слово говорит за себя. Работаешь не на дядю. Есть конечно и недочеты ну так они везде есть.
По итогу всего происходящего делаю вывод что без самозанятости такси прийдет в упадок.
Нет с такси ничего не случится, всегда найдутся батраки поработать на Яшку но водил на порядок поубавится однозначно
Работаю самозанятым уже приличное время и все устраивает. А что там у кого мне до одного места
Те водители такси которые работали в парке а после ушли работать самозанятым назад в парк уже не вернутся и это уже о многом говорит